Online fishbone diagram maker and ishikawa diagram template

Содержание:

Установка модуля

1. Для начала отключим стандартную регистрацию в DLE. Для этого подключитесь к вашему сайту по FTP.

2. В папке /engine/ откройте файл engine.php и в самый его верх вставьте:

Сохраните изменения и отправьте файл обратно на сайт.

3. Далее скачайте архив в конце статьи, содержимое загрузите на ваш сайт по тому же FTP или другим удобным для вас способом с соблюдением иерархии папок.

4. В файл main.tpl вашей темы, в самый его низ, перед закрывающим тегом </body> подключите скрипт вывода модального окна:

5. В нужное место на вашем сайте вставьте ссылку для вызова окна регистрации:

6. И завершающим этапом очистите кэш сайта. Установка закончена.

Правила построения графической модели

Каору Ишикава советует соблюдать определенные правила при формировании графической модели проблемной ситуации:

  1. Все сотрудники, принимающие участие в дискуссии, должны быть осведомлены о факте наличия проблемы. Озвучить проблему может начальник или же сотрудники сами могут высказать мнения по поводу низкого качества продукции.
  2. На «рыбий скелет» заносятся формулировки в виде кратких записей, чтобы не усложнять восприятие сложными предложениями.
  3. На листе отмечаются абсолютно все факторы, даже самые незначительные. Иногда именно малозначительный факт оказывается корневой причиной проблемы.
  4. После выдвижения того или иного негативного фактора, сотрудники высказывают причины его возникновения и предлагают способы его устранения.
  5. При необходимости на ответвлениях второго уровня в схеме можно фиксировать не только негативные факторы, но и те, которые положительно сказываются на производстве. Разделить их можно с помощью разного цвета линий.

Способ составления

Основная задача состоит в том, чтобы иметь от трёх до шести основных факторов, которые охватывают все возможные влияния. По итогам построения диаграммы Исикавы / Ишикавы глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Глубина уровней позволяет визуально оценить картину всех возможных основных причин определённой проблемы. Если существует трудность главных ветвей, то можно использовать стандартные заголовки:

Персонал (люди) включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.

Метод работы (Технология) заключает в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.

Механизмы – это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.

Материалы – это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.

Контроль – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.

Внешняя среда (окружающая среда)– это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

Главные принципы работы со схемой

При составлении и анализе диаграммы Исикавы важно придерживаться следующих правил:

Необходимо учитывать все, даже самые малозначительные факторы и проблемы. Только так становится возможным отыскивание первопричины ситуации, а значит, и поиск самого эффективного ее разрешения

В ходе анализа важно оценивать факторы по их значимости. Так, выявляются коренные факторы – те, которые влияют на ситуацию больше всего

При внесении в диаграмму наиболее полной информации (названий причин, дат, имен участников, наименований продукции) ситуация или проблема приобретает ясность и наглядность.
Важно! Процесс поиска и анализа, интерпретации проблем и факторов – это основополагающая часть в создании целостной картины и тех конкретных действий или направлений движения, которые смогут решить проблему или разрешить ситуацию.

Назначение метода

Применяется
при разработке и непрерывном
совершенствовании продукции. Диаграмма
Исикавы — инструмент, обеспечивающий
системный подход к к определению
фактических причин возникновения
проблем.

Цель метода

Изучить,
отобразить и обеспечить технологию
поиска истинных причин рассматриваемой
проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная
диаграмма — это ключ к решению возникающих
проблем.

Диаграмма
позволяет в простой и доступной форме
систематизировать все потенциальные
причины рассматриваемых проблем,
выделить самые существенные и провести
поуровневый поиск первопричины.

План действий

В
соответствии с известным принципом
Парето, среди множества потенциальных
причин (причинных факторов, по Исикаве),
порождающих проблемы (следствие), лишь
две-три являются наиболее значимыми,
их поиск и должен быть организован. Для
этого осуществляется:

  • сбор и систематизация
    всех причин, прямо или косвенно влияющих
    на исследуемую проблему;

  • группировка этих
    причин по смысловым и причинно-следственным
    блокам;

  • ранжирование их
    внутри каждого блока;

  • анализ получившейся
    картины.

Особенности метода

Причинно-следственная
диаграмма («рыбий скелет»)

Общие
правила построения

  1. Прежде чем
    приступать к построению диаграммы, все
    участники должны прийти к единому
    мнению относительно формулировки
    проблемы.

  2. Изучаемая проблема
    записывается с правой стороны в середине
    чистого листа бумаги и заключается в
    рамку, к которой слева подходит основная
    горизонтальная стрелка — «хребет»
    (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида
    часто называют «рыбьим скелетом»).

  3. Наносятся главные
    причины (причины уровня 1), влияющие на
    проблему, — «большие кости». Они
    заключаются в рамки и соединяются
    наклонными стрелками с «хребтом».

  4. Далее наносятся
    вторичные причины (причины уровня 2),
    которые влияют на главные причины
    («большие кости»), а те, в свою
    очередь, являются следствием вторичных
    причин. Вторичные причины записываются
    и располагаются в виде «средних
    костей», примыкающих к «большим».
    Причины уровня 3, которые влияют на
    причины уровня 2, располагаются в виде
    «мелких костей», примыкающих к
    «средним», и т. д. (Если на диаграмме
    приведены не все причины, то одна стрелка
    оставляется пустой).

  5. При анализе должны
    выявляться и фиксироваться все факторы,
    даже те, которые кажутся незначительными,
    так как цель схемы — отыскать наиболее
    правильный путь и эффективный способ
    решения проблемы.

  6. Причины (факторы)
    оцениваются и ранжируются по их
    значимости, выделяя особо важные,
    которые предположительно оказывают
    наибольшее влияние на показатель
    качества.

  7. В диаграмму
    вносится вся необходимая информация:
    ее название; наименование изделия;
    имена участников; дата и т. д.

Дополнительная
информация:

  • Процесс выявления,
    анализа и объяснения причин, является
    ключевым в структурировании проблемы
    и переходу к корректирующим действиям.

  • Задавая при анализе
    каждой причины вопрос «почему?»,
    можно определить первопричину проблемы
    (по аналогии с выявлением главной
    функции каждого элемента объекта при
    функционально-стоимостном анализе).

  • Способ взглянуть
    на логику в направлении «почему?»
    состоит в том, чтобы рассматривать это
    направление в виде процесса постепенного
    раскрытия всей цепи последовательно
    связанных между собой причинных
    факторов, оказывающих влияние на
    проблему качества.

Способы и формы применения такого метода в школе

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.
Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы.
Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой

Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Приложение Е(справочное)Библиография

  Марш Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения. Практикум для достижения организационного превосходства. Изд. 2-е, дораб. Пер. с англ. -Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 20с.

  Функциональный проект «Повышение эффективности пассажирского комплекса на основе внедрения базовых принципов управления качеством в области взаимодействия с пассажирами и оптимизации технологических процессов». Книга 1. Принципы управления качеством. Проблемы и пути решения. .

  Функциональный проект «Повышение эффективности производственной деятельности на основе внедрения инструментов и подходов управления качеством («бережливое производство», «всеобщее управление качеством», «канбан» и др.) в технологические процессы промышленно-производственных и ремонтных предприятий .

Изменения

Версия

Датаизменения

Разработчикизменений

Краткое описание изменения

Как создать диаграмму в Ворд, используем Word 2007, 2010, 2013, 2016

Итак, мы разберем процесс создания диаграммы в Word 2007, а в других версиях этой программы она создается по аналогии.

Открываете на своем компьютере текстовый редактор Word 2007 и нажимаете в нем раздел «Вставка» (Скрин 1).

Затем нужно нажать на кнопку «Диаграмма». После чего у вас будет открыто окно, в котором вы можете выбрать вид диаграммы и в конце нажмите кнопку «OK»  (Скрин 2).

После этого будет создана диаграмма в Ворде. Помимо Ворда у вас будет открыто другое окно – лист Excel. В нем будут числовые значения созданной диаграммы, которые вы сможете поменять. К примеру, заменить цифры или слова.

Как видите, нет ничего сложного в вопросе, как создать диаграмму в Ворде. Далее закрываете и сохраняете окно с Эксель, чтобы приступить к работе над диаграммой в Ворде.

Виды диаграмм в Ворде, где их найти

В Ворде можно выбрать много видов диаграмм. Например, такие как:

  1. Круговую.
  2. Линейчатую.
  3. Гистограмму.
  4. С областями.
  5. Биржевую диаграмму.
  6. Поверхностную.

Есть и другие виды диаграмм, которые вы сможете найти через пункты меню Ворда – «Вставка» и далее, «Диаграмма» (Скрин 3).

Не секрет, что в Интернете есть другие виды диаграмм, которые легко можно скачать на компьютер и использовать их в своем документе Ворда. К примеру, достаточно нажать в разделе «Диаграмма», кнопку «Управление шаблонами» и загрузить со своего компьютера новый шаблон диаграммы.

Как создать круговую диаграмму в Ворде

Вы сможете легко создать круговую диаграмму в Ворде. Для этого мы в нем нажимаем «Вставка», далее, «Диаграмма» (Скрин 4).

В открывшемся окне необходимо выбрать тип диаграммы «Круговая» и нажать кнопку «OK», чтобы она появилась в документе (Скрин 5).

Ее вы можете редактировать – менять в ней числовые значения или ее название.

Как сделать диаграмму в Ворд, организационная диаграмма

Организационная диаграмма служит для отображения иерархической информации или отношений подотчетности организации. К примеру, с этим макетом диаграммы, будут доступны макеты помощника, подчиненного и коллеги по работе.

Чтобы создать такую диаграмму в Ворде, нажимаем в его панели управления раздел «Вставка» далее, кнопку «SmartArt» (Скрин 6).

В открытом окне, вам нужно выбрать вид диаграмм «Иерархия» далее, организационную диаграмму. После чего нажмите «OK», чтобы она появилась в Word.

Ее вы можете изменить на свое усмотрение, ведь она вставилась в документ, как готовый шаблон.

Управление сроками – определение продолжительности. Курс по управлению проектами, часть 16

Обратная мозговая атака

«Обратная мозговая атака».

Теневая мозговая атака

План действий

  1. Объявить участникам очередность выступлений.
  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – «Выдвижение идей»).
  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
  5. Критика отобранных идей (этап – «Критика идей»).
  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – «Защита идей»).
  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
  8. Реализация решений.

Правила проведения совещания

  1. Высказываться по проблеме должны все.
  2. Порядок выступлений – от «юнги » до «капитана «, от младшего к старшему.
  3. Вопросы задает только «капитан».
  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды «капитана».
  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
  6. Итог работы подводит «капитан»

Достоинства и недостатки

Источники информации:

  1. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. — Рига: Знание, 1977.
  2. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. — М.: Мир, 1973. ММК.

Метод фокальных объектов

План действий

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Достоинства

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Совершенствуемый объектСлучайные объектыХарактерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995.

Описание метода

Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы (яп. 石川 馨, ромадзи Kaoru Ishikawa), который предложил её в 1952 году (по другим данным — в 1943 году) как дополнение к существующим методикам логического анализа и улучшения качества процессов в промышленности Японии.

Исикава является одним из разработчиков новой концепции организации производства, воплощённой на фирме «Тойота». Предложенная профессором Исикавой схема ясно показывает работу над улучшением качества производственных процессов. Она, как и большинство инструментов качества, является средством визуализации и организации знаний, которое систематическим образом облегчает понимание и конечную диагностику определённой проблемы.

Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действия данных факторов.

Схема находит широкое применение при разработке новой продукции, с целью выявления потенциальных факторов, действие которых вызывает общий эффект.

Пример диаграммы причинно-следственных связей, на которой отображены 2 уровня костей.

Вид диаграммы при рассмотрении поля исследуемой проблемы действительно напоминает скелет рыбы (глаза обычно движутся слева направо, как при чтении строки текста). Проблема обозначается основной стрелкой. Факторы, которые усугубляют проблему, отражают стрелками, покосившимися к основной вправо, а те, которые нейтрализуют проблему — с наклоном влево. При углублении уровня анализа к стрелкам факторов могут быть добавлены стрелки влияющих на них факторов второго порядка и т. д. На рисунке отражен такой пример с двумя уровнями костей: красным цветом обозначены 1-й уровень — главные (коренные): a, b, c, d, а синим 2-й уровень — углублённые (детализирующие) причины (факторы) исследуемого влияния на результат (среди факторов 2-го уровня являются, как те, которые усиливают действие 1-го уровня — e, f, g, h, i, l, m, o, p, так и те, что её ослабляют — k, n).
Далее углубляют разделение обнаруженных факторов по их возрастающей специфичности до тех пор, пока ветви проблемы подвергаются дополнительному разделу (при этом необходимо выявлять истинные причины, а не симптомы).

Ключевая задача заключается в том, чтобы иметь от трёх до шести основных категорий, которые охватывают все возможные влияния. Фактически максимальная глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Когда такая создаваемая диаграмма является полной, она воспроизводит достаточно полную картину всех возможных основных причин определённой проблемы.

Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент для просмотра действия возможных факторов и выделение наиболее важных причин, действие которых порождает конкретные следствия и поддается управлению (см. материалы семинара «Вопросы стандартизации, аккредитации и качества»).

Работа с диаграммой Исикавы проводится в несколько этапов:

  • Выявление и сбор всех факторов и причин, каким-либо образом влияющих на исследуемый результат.
  • Группировка факторов по смысловым и причинно-следственным блокам.
  • Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.
  • Анализ полученной картины.
  • «Освобождение» факторов, на которые мы не можем влиять.
  • Игнорирование малозначимых и непринципиальных факторов.

Чтобы более эффективно выявить и добавить возможные причины в состав основных, а также более конкретно детализировать возможные первопричины ответвлений «основной кости» традиционно применяют метод стимулирования генерации творческих идей, известный как «мозговой штурм». Типичным применением такого метода является выполнение рисунка диаграммы на доске руководителем команды, который первым определяет основные проблемы и просит о помощи у группы сотрудников с целью определения основных причин, которые схематично обозначены на основной кости диаграммы, и их детализации. Группа предоставляет предложения пока, в конечном счёте, не будет заполнена вся причинно-следственная диаграмма. После завершения обсуждения решают, что является наиболее вероятной корневой причиной проблемы.

Теоретическая часть

Причинно-следственная
диаграмма (Cause
and
effect
diagram)
применяется, как правило, при анализе
дефектов, приводящих к наибольшим
потерям.

Она позволяет
выявить причины таких дефектов и
сосредоточиться на устранении этих
причин. При этом анализируются четыре
основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ.

При
анализе факторов выявляются вторичные,
а может быть и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие
устранению. Поэтому для анализа дефектов
и построения диаграммы необходимо
определить максимальное число причин,
которые могут иметь отношение к допущенным
дефектам.

Она
состоит из показателя качества,
характеризующего результат и факторных
показателей (рис.1).

Рис.1. Структура
диаграммы причин и результатов

Такую
диаграмму в виде «рыбьего скелета»
предложил японский ученый К. Исикава.
Ее называют также «ветвистой схемой
характерных факторов», а иногда диаграммой
«четыре М» — по составу четырех основных
факторов: Man,
Method,
Material,
Machine.
Диаграмма выявляет отношение между
показателями и воздействующими на них
факторами. Сначала формулируется
проблема или дефект качества. Это «голова
рыбы». Четыре основных фактора анализа
– это «большие кости скелета». Для
каждого фактора на диаграмму наносят
вероятные причины дефектов – это
«ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости
рыбьего скелета» (рис.2).

Рис.2.
Диаграмма Исикавы.

Построение
диаграмм включает следующие этапы:

Этап
1.
Определяется
показатель качества, т.е. тот результат,
которого нужно достичь.

Этап
2.
Выбранный
показатель качества помещается в
середине правого края чистого листа
бумаги. Слева направо проводится прямая
линия («хребет»), а показатель заключается
в прямоугольник. Далее пишутся главные
причины, которые влияют на показатель
качества. Они заключаются в прямоугольники
и соединяются с «хребтом» стрелками в
виде «больших костей хребта» (главных
причин).

Этап
3.
Пишутся
(вторичные) причины, влияющие на главные
причины («большие кости»). Они располагаются
в виде «средних костей», примыкающих к
«большим». Записываются причины
третичного порядка, которые влияют на
вторичные причины. Их располагают в
виде «мелких костей», примыкающих к
«средним».

Этап
4.
Причины
(факторы) ранжируются по их значимости,
используя для этого диаграмму Парето.
Выделяются особо важные причины, которые
предположительно оказывают наибольшее
влияние на показатель качества.

Этап
5.
На диаграмму
наносится вся необходимая информация:
название; наименование изделия, процесса
или группы процессов; имена участников
процесса; дата и т.д.

Принцип построения
диаграммы показан на рис. 3.

Рис.
3. Принцип построения диаграммы Исикавы.

При
структурировании схемы на уровне
первичных стрелок факторов во многих
реальных ситуациях можно воспользоваться
предложенным самим Исикавой правилом
«пяти М». Оно состоит в том, что в общем
случае существуют следующие пять
возможных причин тех или иных результатов:
материалы, машины, технология (методы),
измерения, люди. Все эти слова по-английски
начинаются с буквы «М»: Material,
Machine,
Method,
Measurement,
Man,
откуда и пошло название данного правила.
На рис. 4 показан результат определения
группой из 5 человек относительной
значимости факторов, вызывающих
несоответствие стандарту качества
динамика акустической колонки.

Рис.
4. Схема Исикавы с оценками значимости
факторов.

Из
диаграммы следуют наиболее значимые
факторы в соответствии с числом
концентрических колец на стрелках-факторах.
Ими являются: консистенция клея (4
кольца), деформация демпфера (3 кольца)
и невнимательность (небрежность)
исполнителей-сборщиков (3 кольца).

На рис. 5 приведены
для примера важнейшие возможные причины,
влияющие на результат неудовлетворенности
потребителя (следствия).

Рис.5.
Причинно-следственная диаграмма для
выявления причин
неудовлетворенности
потребителя.

В
качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены
диаграммы Исикавы для контроля качества
продукции и качества подготовки
специалистов.

Рис.
6. Факторы, влияющие на качество продукции.

Систему факторов
качественного обучения в вузе можно
представить с помощью диаграммы Исикавы
(рис.7).

Рис.7.
Факторы, в наибольшей степени влияющие
на качество подготовки специалистов

Использование метода

HTML Примеры

Примените верстку, чтобы сделать диаграмму понятной и читабельной

Используйте такие шрифты, чтобы ваша диаграмма была удобна для чтения. Инструмент Canva предоставляет вам доступ к тысячам бесплатных сочетаемых друг с другом шрифтов. Попробуйте использовать жирный шрифт, такой как Raleway, чтобы выделить главную проблему, а причины и детали проблемы напечатать менее жирным шрифтом, таким как Open Sans Light.  

Кроме того, вы можете изменить цвет текста, фон и дизайн элементов в соответствии со своим брендом. Если вы являетесь подписчиком категории Canva Pro, то сможете добавить собственные шрифты и применить их к любому дизайну для придания ему профессионального вида.

Для чего нужна диаграмма Ишикавы и как её еще называют

В данной статье Вы найдете исключительно практический подход, с детализацией, примерами и даже решением проблемы. Таким образом, кому-то повезет взять себе в актив готовый план по улучшению своего бизнеса или производства.

Этот инструмент Лин-технологий (подробнее о Бережливом Производстве) один из любимых, и применяется очень часто для решения совершенно разнообразных проблем. В своей деятельности я использую его уже более 7 лет, и хочу поделиться, какой ошеломляющий результат можно получить за 1-2 часа работы.

Диаграмма Исикава. Это диаграмма причинно-следственных связей или диаграмма корневых причин. Иногда ее называют  для простоты запоминания, и по аналогии с рисунком: рыба-диаграмма, рыбий хвост, рыбья кость. Можно встретить русскоязычное название «Ишикава». Возможно, в некоторых источниках можно найти информацию о методах 6 М или 4М.

Это японское изобретение профессора Токийского университета Каору Исикавы. Профессор являлся весьма почитаемым специалистом в сфере управления качества.

Может пригодится в управлении любого бизнеса при возникновении сложных вопросов, острых ситуаций. Можно сравнить с ножом хирурга, который быстро вскрывает фурункул. Так и здесь, можно быстро получить ответы по многим позициям. Благодаря визуализации  исследователь, как бы  поднимается над процессом и видит всю картину в целом.

В России и в Европе очень часто используется как инструмент бережливого производства. Позволяет определит на стадии диагностики, что не так с процессом.

В самом процессе исполнения нет сложностей, а про все этапы читайте дальше…

Как составить диаграмму?

Диаграмму Исикавы активно применяют в системе управления качеством, при необходимости проанализировать причины, приводящие к полученному результату. Для того чтобы составить диаграмму, нужно выполнить несколько шагов:

  1. Шаг первый: Четко сформулировать проблему или предмет изучения, записать ее в прямоугольнике с одной стороны и провести к ней прямую линию..
  2. Шаг второй: сверху и снизу горизонтальной линии написать все группы факторов, которые влияют на результат, например:
    • «методы» — причины, зависящие от того, каким образом выполняется работа, так же факторы, относящиеся к точности, производительности отдельных стадий или операций процесса.
    • «люди» — причины, зависящие от квалификации человека, его состояния здоровья, мотивации
    • «механизмы» — причины, связанные с применяемым оборудованием..
    • «контроль» — обстоятельства, которые влияют на своевременное и надежное обнаружение ошибок.
    • «материалы»- качество материала, используемого в процессе.
    • «среда» — условия внешней среды, влияющие на результат, например, освещенность, температура воздуха.
      При исследовании необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности и выбирать несколько категорий, не ограничиваясь одной или двумя.
  3. Шаг третий: категории записываются в прямоугольники, от них к имеющейся горизонтали проводят наклонные линии.
  4. Шаг четвертый: распределяют причины, действующие факторы по категориям, записывая их на линиях, примыкающих к линиям категорий.
  5. Шаг пятый: раскладывают каждую причину на составляющие, пытаясь выяснить, по какой причине это произошло. Детализация продолжается, пока не выясниться первоочередная причина. Полученные ответы записывают в виде ветвей более низкого уровня. При этом возможно выделение позитивных и негативнх причин по цвету или расположению.
  6. Шаг шестой: выделяют из найденного наиболее значимые факторы.

Этапы работы с диаграммой Исикавы

Работу с диаграммой Исикавы можно подразделить на несколько основных этапов:

  • Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат
  • Систематизация этих факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам
  • Оценка и приоритизация факторов и причин внутри разделов
  • Анализ полученной структуры
  • Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно
  • Опущение малозначимых причин и факторов

Для того чтобы более точно определить факторы и причины, которые оказывают на исследуемый результат наибольшее воздействие, рекомендуется пользоваться методом мозгового штурма, основывающимся на стимулировании творческой активности и предполагающим предложение как можно большего количества вариантов. Обычно диаграмма зарисовывается на доске или листе бумаги, а затем определяются основные причины и их особенности. График следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена причинно-следственными связями. Как только этот этап окончен, следует переходить к выявлению основной или корневой причины.

Построение диаграммы Исикавы, как можно заметить, процесс довольно непростой и обладает рядом особенностей, о которых необходимо упомянуть отдельно.

Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»): пример

Классический шаблон диаграммы выглядит следующим образом:

  1. На предприятии возникла проблема. Ее нужно сформулировать четко и правильно. Например, «упали продажи». Снижение продаж – объект анализа. Нужно вписать его в «голову рыбы».
  2. Далее руководитель должен выяснить у ответственных лиц: почему так случилось. На этом этапе высказывания не критикуются и не анализируются, а просто фиксируются. Их записывают на основные боковые линии. Максимальное количество основных факторов – 3-6.
  3. На данном этапе необходимо «углубить» основные факторы (1-го порядка). На диаграмме отражают возможные влияния на каждый из них. Например, «человек». Возможно, менеджеру по продажам не хватает навыков холодных звонков. Также в ходе анализа было выяснено, что у менеджера нет всех полномочий по привлечению новых клиентов. При углублении в анализ «Оборудования» обнаружилось, что в периоде было недостаточно рекламных материалов. Факторы второго порядка вписываются на «средние кости».
  4. Если есть факторы третьего порядка, которые влияют на факторы второго порядка, их располагают на «мелких костях».

Важно при анализе выявить все факторы. Даже те, которые кажутся незначительными

В дальнейшем факторы оцениваются и ранжируются. Задача – выявить самые значимые, которые больше всего повлияли на снижение продаж.

Для ранжирования факторов можно использовать, к примеру, метод Парето.

3.4.3. Пример причинно-следственной диаграммы

Ниже приведен пример причинно-следственной диаграммы Исикавы типа «рыбий скелет» по выявлению причины появления дефекта «концевые пороки» при производстве тентового материала с поливинилхлоридным покрытием для автотранспорта.

Рис. 3.6. Пример причинно-следственной диаграммы Исикавы

Для уменьшения размеров рис. 3.6 приведенная на нем диаграмма Исикавы была построена на основе использования мнемонического приема 4М, т.е

при построении этой диаграммы были приняты во внимание только четыре группы причин дефектов «концевые пороки», а именно: персонал, технология, машины и оборудование, сырье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector