Что такое интеллект человека: понятие, происхождение, способы развития и способы определения уровня
Содержание:
- 3 научных способа развития интеллекта
- Видео инструкция
- Выездной семинар по математике в Приозерском районе Ленинградской области.
- Коэффициент и способы его определения
- Информация для участников образовательных сессий
- Китайская комната
- Влад Нежный – Любовь, похожая на сон
- Сергей Ширкин
- Как ваяют интеллект
- Зависит ли интеллект от генетики?
- Другие понятия
- Махова Наталья Борисовна
- Зачем придумали IQ-тесты
- Основная функция интеллекта
- Немного истории
- Список 250 социальных сетей 2019
- Обучение
- Как узнать свой IQ
- Индивидуальные особенности интеллекта
- Коэффициент интеллекта: методы определения
3 научных способа развития интеллекта
Речь пойдет о способах улучшения работы мозга, описанных известным журналистом Дэном Херли. На протяжении многих лет он изучал научные методики развития интеллекта и нашел подтверждение трем техникам, которые помогают сделать мышление более эффективным.
Способ 1. Занимайтесь физкультурой
Сильнейшую взаимосвязь между умственными способностями человека и его физической активностью ученые подтвердили еще в 70-е годы прошлого века. Позднее исследования психологов Гарольда Хокинса и Артура Крамера не оставили сомнений: даже 3 часа занятий физкультурой в неделю приводят к позитивным изменениям в работе мозга. Особенно если речь идет о людях старше 50-ти лет – им жизненно важна физическая активность.
В числе наиболее привлекательных для развития интеллекта упражнений – кардио- и силовые тренировки. Исследователи рекомендуют чередовать их, чтобы добиться максимального эффекта. Если вчера вы тренировались с отягощениями, то сегодня используйте бег трусцой. Полезна и обычная аэробика – выбирайте то, что не противопоказано и интересно именно вам. Главное, придерживаться графика тренировок и заниматься хотя бы 3 дня в неделю минимум по часу.
Способ 2. Занимайтесь музыкой
Начните с прослушивания классической музыки. «Эффект Моцарта» был выявлен Фрэнсис Раушер в 90-е годы прошлого столетия. Он заключается в том, что регулярное прослушивание классической музыки помогает человеку становиться умнее. Причем даже в случае, когда человек еще не родился и находится в утробе. В ходе эксперимента Фрэнсис предлагала трем группам студентов послушать тишину, руководства по релаксации и сонату Моцарта. После этого молодые люди тестировались на пространственное IQ.
Средний результат по тесту в группе, слушавшей тишину, составлял 110 баллов, руководства по релаксации – 111 баллов, сонату Моцарта – 119 баллов. Хоть эффект и длился в течение 15-20 минут – исследование стало ответом на вопрос, как стать умным за 5 минут.
Игра на музыкальном инструменте заставляет активно работать сразу несколько участков мозга, в результате чего повышается качество мыслительных способностей человека. Таким образом, прослушивание классической музыки сделает вас умнее на некоторое время, а вот игра на музыкальных инструментах обеспечит полноценное интеллектуальное развитие. И чем сложнее будет процесс – тем более видимым будет эффект.
Способ 3. Медитируйте
Наибольших успехов в изучении влияния медитации на мозг человека достигла Амиши Джа. Сегодня она продолжает проводить тренинги по сосредоточению для американских военнослужащих и раз за разом доказывает их влияние на когнитивные способности. Однако влияние древнейших методов медитативного сосредоточения на интеллектуальные способности было доказано множеством исследователей, в частности одним из известнейших в США психологов Майклом Познером.
Регулярные медитации помогают улучшить внимание, рабочую память и интеллект. В ходе экспериментов ученые делили студентов на группы и предлагали одним исключить медитации, другим – медитировать по 5 часов в день в течение двух недель, третьим – пройти 11-часовой курс медитации
В сравнении со студентами, которые отказались от медитаций, медитирующая по 5 часов в день группа демонстрировала интенсивный рост нервных волокон в передней поясной коре.
А вот у студентов группы, прошедшей 11-часовой тренинг, на протяжении 4-х недель наблюдался как рост нервных волокон, так и их миелинизация. Это показывало, как человек становится умнее именно при регулярных медитациях
При этом не так важно, какие именно практики придутся вам по душе – выбирайте любые. Главное в них – полное сосредоточение на своем внутреннем мире, на своем сознании
Важно, чтобы медитация доставляла вам искреннее удовольствие, приводила к релаксации и помогала совершенствоваться.
Видео инструкция
Выездной семинар по математике в Приозерском районе Ленинградской области.
25 ноября 2020 года ГБУ ДО «Ленинградский областной центр развития творчества одарённых детей и юношества «Интеллект» при поддержке Комитета образования администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области провели выездной практико-ориентированный семинар по теме
«Организация работы по развитию математического образования в Приозерском муниципальном районе Ленинградской области».
Встреча оказалась очень актуальной и важной как для ребят так и для педагогов, потому что современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.
Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. В мероприятии приняли участие 36 школьников увлеченных математикой.
Коэффициент и способы его определения
Коэффициентом интеллекта называется IQ. С его помощью ученые определяют степень развитости умственных способностей человека. В редких ситуациях тесты на IQ применяются для сравнения интеллекта между людьми и животными. Исследователи смогли определить коэффициент IQ даже у дождевого червя.
Показатель IQ определяется путем проведения узкоспециализированных тестов. С их помощью можно узнать разные факторы:
- Отсутствие или наличие умственных нарушений, патологий.
- Высчитать «интеллектуальный возраст» личности, который сравнивается с биологическим возрастом.
- Уровень развития умственных способностей.
Составить тест на определение IQ сложно. Обычно этим занимается команда опытных психологов вместе с учеными из других областей.
Информация для участников образовательных сессий
Уважаемые участники образовательных сессий!
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой заезд на сессию возможен только в день начала программы (понедельник) с 08:30 до 10:30.
При себе необходимо иметь справки: форма 079-У и СЭС (в справке должна быть информация об отсутствии контактов по COVID-19).
Обращаем Ваше внимание на обязательное наличие при себе комплекта документов:
-
документ, удостоверяющий личность (копия);
-
заявление обучающегося (Приложение 3);
-
заявление родителей (законных представителей) (Приложение 4);
-
заявление о согласии родителей (законных представителей) на обработку персональных данных (Приложение 5);
- в случае самостоятельного отъезда по окончании сессии – заявление от родителей (Приложение 6).
Китайская комната
китайской комнаты«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»«Формально аргументацию можно представить так:
1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.
2. Я могу исполнить программу для китайской письменности без понимания этой письменности.
3. Следовательно, гипотеза «сильного» ИИ неверна.»«существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность»«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?
Влад Нежный – Любовь, похожая на сон
Сергей Ширкин
Технологии искусственного интеллекта в таком виде, в каком они применяются сейчас, существуют около 5–10 лет, но для того, чтобы их применить, как это ни странно, требуется большое количество людей. Соответственно, основные расходы в сфере искусственного интеллекта — это расходы на специалистов. Тем более что почти все базовые технологии искусственного интеллекта (библиотеки, фреймворки, алгоритмы) бесплатны и находятся в открытом доступе. Одно время найти специалистов по машинному обучению было практически невозможным делом. Но сейчас, во многом благодаря развитию MOOC (англ. Massive Open Online Course, массовый открытый онлайн-курс) их становится больше. Высшие образовательные учреждения тоже поставляют специалистов, но и им часто приходится доучиваться на онлайн-курсах.
Сейчас искусственный интеллект вполне может распознать, что человек задумал сменить работу, и может предложить ему соответствующие онлайн-курсы, многие из которых можно проходить, имея в наличии лишь смартфон. А это означает, что заниматься можно даже находясь в пути — например, по дороге на работу. Одним из первых таких проектов был онлайн-ресурс Coursera, но позже появилось много подобных образовательных проектов, каждый из которых занимает определенную нишу в онлайн-образовании.
Нужно понимать, что ИИ, как и любая программа, — это прежде всего код, то есть определенным образом оформленный текст. Этот код нуждается в развитии, обслуживании и совершенствовании. К сожалению, само собой это не происходит, без программиста код не может «ожить». Поэтому все страхи о всемогуществе ИИ не имеют оснований. Программы создаются под строго определенные задачи, они не обладают чувствами и устремлениями подобно человеку, они не совершают действий, которые в них не заложил программист.
Можно сказать, что в наше время ИИ обладает лишь отдельными навыками человека, хотя и может в быстроте их применения опережать среднестатистического человека. Правда, на выработку каждого такого навыка тратятся многочасовые усилия тысяч программистов. Самое большое, на что пока способен ИИ — автоматизировать некоторые физические и умственные операции, освобождая тем самым людей от рутины.
Как ваяют интеллект
Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.
Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.
А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.
Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.
Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.
Зависит ли интеллект от генетики?
Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:
- Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
- Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.
С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.
Другие понятия
Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак? Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.
Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю». То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.
Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели. Почему так важен опыт? Это модель. Она позволяет моделировать процессы в информационном виде, а потому планировать и выбирать нужный вариант.
Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.
Update:
Махова Наталья Борисовна
Предмет: Математика, Готовит к олимпиадам и ЕГЭ.
Окончила МАТИ им. К.Э. Циолковского. Кандидат физико-математических наук.Доцент кафедры высшей математики, декан факультета ФГБОУ ВО «МГАВТ». Общий стаж с 1990 года.У вас проблемы с решением математических задач? Скорее всего Вы заучивали математические формулы без их понимания. На курсах мы научим вас понимать физический и геометрический смысл математических зависимостей, разовьем логическое мышление. Вам нравится решать математические задачи? Значит на наших занятиях вы сможете открыть для себя новые методы решения сложных задач. «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит» — говорил Михаил Ломоносов. На наших курсах нет никаких требований к начальной подготовке ученика.Даже если все задания не получились у вас до конца, по вашим черновикам мы сможем найти ошибки и доступно объяснить решение. Самое главное мы учим понимать материал, а не зазубривать его. И пусть предел ваших возможностей стремится к бесконечности.
Зачем придумали IQ-тесты
Для изучения человека
Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.
В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.
Для оценки умственных способностей
Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.
Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона
IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.
Для профориентации и отбора
В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.
Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии
Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.
Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ
Основная функция интеллекта
Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:
- открывает путь для самореализации и проявления способностей;
- служит необходимым условием достижения успеха;
- гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
- позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.
Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.
Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.
- Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
- Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
- Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.
Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.
Немного истории
Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.
Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.
Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.
Список 250 социальных сетей 2019
Обучение
Развития умственных способностей наиболее эффективно добиваться с помощью обучения. При регулярных тренировках таким способом человек сможет стать умнее и эрудированнее, благодаря чему он будет более привлекательным собеседником для окружающих. Существует несколько вариантов достижения цели с помощью обучения.
Иностранные языки
Изучение иностранных языков обеспечивает хорошую стимуляцию мозга, а также помогает улучшать память. Достаточно выучить один дополнительный язык, чтобы почувствовать положительные изменения. Рекомендуется отдавать предпочтение распространенным и полезным языкам:
- Английский;
- Немецкий;
- Испанский;
- Итальянский.
Обучение желательно проводить, используя все современные методы, что повысит эффективность изучения.
Точные науки
Занятия точными науками могут серьезно развить ум. Изучать их нужно даже гуманитариям. Главное, начать с правильного уровня, постепенно повышая сложность изучаемых тем. Заниматься точными науками можно дома самостоятельно, но существуют специальные курсы, где люди объединяются в группы по уровню имеющихся знаний. После нескольких недель тренировок возрастет интеллект, разовьется скорость мышления, улучшится логика, укрепится память.
Любознательность
Проявление интереса ко всему окружающему миру – один из лучших способов развития мозга. У детей и подростков это происходит на подсознательном уровне, а взрослым придется воспользоваться силой воли, чтобы любознательность принесла свои плоды. Проще всего добиться пользы при взаимодействии со всеми окружающими предметами, регулярном обучении новым навыкам, чтении полезных статей, энциклопедий, прослушивании хорошей музыки или просмотре фильмов.
Как узнать свой IQ
Чтобы определить значение IQ были разработаны специальные тесты. Их бывает два вида:
- для детей 10-12 лет;
- для детей от 12 лет и взрослых.
Методика измерения одинаковая для всех вариантов, изменяется только уровень сложности вопросов. Каждый тест имеет определенное количество вопросов и ограниченное время для их прохождения.
Они созданы таким образом, чтобы результаты, которые описываются с помощью распределения вероятности, показывали среднее значение IQ — 100. Значения группируются по следующей схеме:
- коэффициент 50 % всех людей находится в пределах 90-110;
- остальные 50 % людей делятся поровну на тех, у кого показатель ниже 90, и тех, у кого выше 110.
Задачи в тестах разнообразны, сложность каждого следующего задания возрастает. Есть задачки на логическое, пространственное мышление, на знание математики, внимательность, умение находить закономерность. Естественно, чем больше правильных ответов даст человек, тем выше будет оценка уровня его интеллекта.
Тесты рассчитаны на разные возрастные группы, поэтому показатели учителя и ученика 12 лет могут быть одинаковыми, ведь развитие каждого из них будет соответствовать его возрасту.
Сегодня в интернете можно встретить огромное количество разных тестов, которые предлагают узнать своей уровень знаний, интеллекта. Но большинство из них разрабатывались не профессионалами, поэтому они вряд ли покажут достоверный результат.
Чтобы узнать свой уровень интеллекта необходимо использовать профессиональные тесты, такие как:
- Кеттлера;
- Амтхауэра;
- Айзенка;
- Равена;
- Векслера.
Индивидуальные особенности интеллекта
Принято считать, что каждый человек отличается не только по наличию определенной планки умственных способностей, но и по их характеру, то есть тому, каким образом он проявляет свои навыки. На текущий момент ученые смогли доказать, что различия в уровне интеллекта у человека можно заметить еще в самом раннем детстве. Данный факт установлен благодаря проведению многочисленных тестирований и наблюдений. К примеру, непоседливые дети, которые стремятся к получению ярких и новых впечатлений и проявляют повышенную степень любознательности, скорее всего, умнее спокойных тихоней. Вопреки расхожему мнению, если ребенок пытается до всего добраться, тащит что попало в рот, ломает собственные и чужие игрушки или колотит погремушкой по кроватке — он может быть гораздо развитее своих сверстников в плане умственных способностей.
Большинство специалистов сходится в том, что к тому моменту, как человек начинает посещать школьные занятия, уже можно с довольно высокой точностью определить уровень развития интеллекта человека. Интеллект при этом обычно фиксируется на данной отметки и остается на ней в течение всей жизни индивида. Однако в связи с некоторым возрастными изменениями и заболеваниями в преклонных годах уровень умственных способностей все же в некоторой степени снижается. Современные тестирования проводятся с учетом всех подобных особенностей, а потому для школьника и пенсионера составляются совершенно разные задания.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
- Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
- «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
- Наличие или отсутствие умственной патологии.
Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.