Примеры метафоры в стихотворении

Биржи в странах СНГ

Список бирж из ближайших стран СНГ, где также могут быть неплохие заказы.

Как придумать метафору

Составить свою метафору просто. Нужно только отпустить свою фантазию на волю. С точки зрения построения метафора представляет собой четыре части: два объекта и два свойства. И одно соединяется с другим.

К примеру, называя человека львом, мы имеем в виду, что он сильный и бесстрашный.  Чтобы научиться составлять свои метафоры, нужно разобраться с тем, что это такое, потренироваться находить их в текстах, научиться различать виды метафор и понимать, как их использовать правильно.

Метафора рождается в точке соприкосновения двух явлений или предметов. Например, снег переливается на солнце, как серебро, а потому о нем так и говорят: «Зима посеребрила поля», т.е. укрыла снегом.

Та же точка соприкосновения и в сравнении листьев и золота. — «Золотые леса», имеется ввиду, что пожелтела вся листва.

Гладь озера, когда оно спокойно напоминает зеркало, отсюда родилась метафора — «зеркало воды (озера)».

Ниже в видео представлен небольшой урок по составлению метафоры самостоятельно:

Структура и принципы метафоры

Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.

Составляющие построения метафоры

Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы, которые представляются частицами единого цельного полотна — метафоры.

Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».

  • Предмет сравнения — то, что автор сравнивает в своем произведении. К примеру, в представленной метафоре предметом сравнения является девушка, которая теряет своё обаяние, подобно цветку;
  • Образ сравнения — тот самый предмет либо явление, с которым сравнивают предмет сравнения. В вышеприведённом предложении образом является цветок, и именно с ним сравнивается изнемогающая девушка;
  • Признак сравнения — свойство, внутреннее либо внешнее, на основе которого проводится аналогия. В примере признаком сравнения является красота, общая как для девушки, так и для цветка.

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Лермонтова

Метафоры художественной литературы

В художественной литературе существуют различные языковые средства выразительности – тропы, собственно, и отличающие художественную литературу от любой другой. К тропам относят и такое средство выразительности как метафору.

Определение 1

Самое краткое определение метафоры – это скрытое сравнение.

Однако, скрытым сравнением может быть и аллегория, и метонимия, и синекдоха, и перифраз. Различие всех этих средств выразительности состоит в следующем:

  • Метафора – это троп, в котором слова и выражения употребляются в переносном их значении, что обусловлено сходством их признаков – качественных или количественных.
  • Метонимия – это троп, в основе которого лежит замена одного слова другим. Схожим по значению. В метонимии, в отличие от метафоры, у слова-сравнения сохраняются признаки исходного слова.
  • Синекдоха – это троп, являющийся разновидностью метонимии. Он означает перенесение значения одного слова на другое по признаку количественного соотношения между ними. Примером может являться строчка из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «и слышно было до рассвета как ликовал француз».
  • Аллегория – это языковое средство выразительности, основанное на замене абстрактного понятия конкретным изображением. Аллегорию можно встретить в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист».
  • Перифраз – это троп, в котором название предмета как оно есть заменяется описанием какого-либо качества этого предмета. Примером нам может служить знакомый с детства перифраз: лев – царь зверей.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы выяснили, каковы отличия метафоры от любого другого, схожего с ней по значению, средства выразительности в художественной литературе.

Метафоры встречаются как в прозаическом, так и в лирическом произведениях. Значение метафоры – это представление какого-либо предмета или явления иносказательно, сравнительно. Обычно, метафоры добавляют в текст произведения живость, придают ему больший интерес. Также метафоры несут и смысловую нагрузку – они помогают читателю понять идейный замысел того или иного произведения.

Замечание 1

В прозаических произведениях метафоры добавляют тексту некой «живости», то есть произведение по своему языковому стилю становится более живым и ярким. Примером этому может служить практически любое прозаическое произведение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что метафора в художественной литературе – это языковое средство выразительности, в основе которого лежит употребление истинного значение слова в переносном значении и которое добавляет тексту яркость, обогащая язык того или иного произведения, а также несет смысловую нагрузку, помогая читателю глубже понять идейный замысел произведения.

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.

Борис Пастернак, 1928

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

В риторике и литературе

В своей работе « Риторика» Аристотель пишет, что метафоры делают обучение приятным: «Легко учиться естественно для всех людей, а слова что-то означают, поэтому любые слова, создающие в нас знания, самые приятные». Обсуждая риторику Аристотеля , Ян Гаррет заявил, что «метафора больше всего способствует обучению; поскольку, когда называет старость« щетиной », он создает понимание и знание через род, поскольку и старость, и щетина являются вещи, потерявшие цвет «. Метафоры, согласно Аристотелю, обладают «качествами экзотики и увлекательности; но в то же время мы признаем, что незнакомцы не имеют таких же прав, как наши сограждане».

Педагогический психолог Эндрю Ортони дает более подробную информацию: «Метафоры необходимы как коммуникативное средство, потому что они позволяют передавать согласованные блоки характеристик — перцептивных, когнитивных, эмоциональных и экспериментальных — от средства, которое известно, к теме, которая менее известна. Таким образом, они обходят проблему определения одной за другой каждой из часто безымянных и бесчисленных характеристик; они избегают дискретизации воспринимаемой непрерывности опыта и, таким образом, ближе к опыту и, следовательно, более ярки и запоминаются ».

Как стиль в устной и письменной речи

В качестве характеристики речи и письма метафоры могут служить поэтическому воображению. Это позволяет Сильвии Плат в своем стихотворении «Вырезать» сравнивать кровь, вытекающую из ее порезанного большого пальца, с бегством миллиона солдат, « каждый в красных мундирах »; и давая возможность Роберту Фросту в «Не пройденной дороге» сравнить жизнь с путешествием.

Метафоры могут использоваться в литературе и распространяться на них.

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

«Метафорная свежесть» таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение «любовные отношения зашли в тупик» можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры «любовь – это путешествие».

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Что такое метафора

Метафора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») – это использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением. Причем сходство может быть основано на совершенно разных вещах: цвет, эмоции, форма, расположение и т.п. Одно слово, как бы переносится на другое. По своей сути метафора передает образ и ощущения. Интересно, что само понятие метафоры было сформулировано еще в древности философом Аристотелем.

Метафора в литературе – один из самых сильных приемов для придания текстам выразительности. Благодаря метафоре при чтении складывается определенный яркий образ.  Этот художественный прием прекрасно передает авторские переживания и показывают оценку, эмоции, чувства, взгляд на предметы или события.

Без метафор тексты и стихи так и остались бы простыми и бездушными, потому что рифму и прозу придумывать несложно, сложно придумать так, чтобы было интересно читателю. Метафора в стихах — явление частое и очень выразительное.

Вот пример метафоры из стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина

«В саду горит костер рябины красной…»

Обратите внимание в данном случае на слово «костер». Автор хотел показать, что цвет гроздьев рябины настолько огненно красный, что напоминает пламя огня

«И березы стоят,
Как большие свечки. » (С.Есенин)

Ф. Тютчев писал: «Неохотно и несмело, солнце смотрит на поля». Разве солнце может смотреть? Конечно, нет. Это метафора.

А вот метафоры от любимого всеми поэта А.С. Пушкина:

«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной». (А.С. Пушкин)

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… « (А.С. Пушкин)

„Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна“  (А.С. Пушкин)

Еще больше красивых метафор гения можно найти и в коллекции собранных на сайте https://vkusnyasha.ru/.

Нужна ли метафора в жизни или только в литературе?

Если рассматривать картину в целом, то без метафор не только произведения, но и наша речь была бы скучна и невыразительна. Поэтому ответить на данный вопрос можно только утвердительно. Множество метафор настолько прочно уже вошли в нашу жизнь, что порой мы их даже не замечаем. Хорошая метафора может помочь выразиться точнее, при этом лаконично и изящно. Бытовые метафоры все „на слуху“, и используются практически каждым: »голов лопается», «хождение слухов», «обвал цен» и.т.д.

Еще один пример метафоры  из повседневной жизни: «до глубины души».  Употребляя это словосочетание, мы вовсе не имеем в виду какие-то физические характеристики души, покуда измерить ее не представляется возможным.

А вспомните любую пословицу или поговорку. Ведь это тоже метафоры. Они искаженно отображают то или иное явление. Наши предки сочиняли их в надежде, что мы поймем их смысл именно так, как они и задумали. Метафоры нужны, чтобы другие люди более точно понимали, что мы хотим донести до них.

  • «У страха глаза велики»
  • «Дальше в лес — больше дров»
  • «Нашла коса на камень»

Хорошая загадка — это та же метафора, когда мы описываем предмет неожиданным сравнением:

  • «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива)
  • «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
  • «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» ( корова)
  • «Скатерть бела весь свет одела» (снег)
  • «Наша толстая Федора
    Наедается не скоро,
    Но зато, когда сыта,
    От Федоры – теплота» (печь)

Иногда метафора может помочь посмотреть на что-либо совершенно под другим углом, благодаря чему может родиться очередная гениальная мысль или идея.

Значение смайликов (расшифровка)

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Разновидности метафор

Существует несколько разновидностей метафор, которые используют не только писатели, но и люди других профессий в повседневной речи. Метафоры некоторых видов прочно вошли в нашу жизнь. Кроме того, что метафоры могут быть простыми (несколько слов в связке) или развёрнутыми (когда сравнение употребляется не один раз в тексте), существуют иные классификации.

Виды метафор:

  1. Резкая (самая распространённая). Это тот случай, когда два слова, имеющих разный, зачастую противоположный смысл, дают в сумме яркий образ: крылья огня, всплеск эмоций.
  2. Эпифора, или стёртая. Такую метафору мы как раз используем в повседневности, не задумываясь. Это устойчивые выражения, несущие понятный всем смысл: лес рук, золотые руки.
  3. Формула. Имеются в виду образы, выражения, которые не перефразируешь, и друг без друга слова в этой связке имеют совершенно другое значение: ножка стола, пятка носка.
  4. Преувеличение. При помощи метафор данного вида мы для образности преувеличиваем масштаб событий: я тебе сто раз говорил, я сейчас лопну от смеха.

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры в стихах

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Узнайте больше про Олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

Узнайте больше про Метонимию.

Словно в небо опрокинут

Кубок темного вина!

Или не менее интересная метафора (точнее целая низка, словно низка бус, метафор) в стихотворении «Сердце предано метели»:

Пронзай меня,

Крылатый взор,

Иглою снежного огня!

А иногда метафора помогает Блоку воссоздать картину окружения человека, его одежду – и через это – как через символ – его характер, жизнь, сущность. Так, интересна метафора в стихотворении «В темной комнате ты обесчещена…»:

Шлейф ползет за тобой и треплется,

Как змея, умирая в пыли…

И не надо дополнительных описаний внешности и одежды девицы с улицы – мы отчетливо видим не только то, во что она превратилась, но и состояние ее души, ее суть и смысл существования. Так одна-единственная метафора у Блока (одна, кстати, на все стихотворение) вмещает в себя целый абзац, если не целую страницу, если ее расшифровывать.

Яркая метафора дана в поэме «Возмездие» — «Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Конечно, можно было бы долго говорить о том, какой консерватор был этот Победоносцев, что он принес России, как была заглушена свободная мысль – но насколько ярче, звучнее, выразительней звучат строки о «совиных крылья» над многострадальной Россией! И мы словно видим этот мрак, который принес с собой Победоносцев.

Явления природы Блок также передает через метафору: «драгоценный камень вьюги» (в стихотворении «Второе крещенье»), «снежные иглы», «снежных вихрей подъятый молот», «вихрь звездный» и «жезл померкшего царя» для изображения зари (в «Настигнутом метелью»), «месяц ладью опрокинул…» и «душит красавица ночь» (в «С каждой весною пути мои круче»), «весенний ливень бурных слез» (в «Я помню длительные муки…»).

Наиболее ярким примером будет, наверное, следующий отрывок из «Поля Куликова»:

Опять над полем Куликовым

взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла…

Здесь уже метафора обрисовывает не только и не столько состояние природы, сколько через состояние природы как через символ – состояние исторического момента, которые, между прочим, Блок считал для истории России символическим.

Метафора используется Блоком и для характеристики философских понятий. Например, Смерть (с большой буквы) у него – «третье крещенье» (в стихотворении «Второе крещение»).

Россия, Русь, также становится объектом метафоризации: «разбойная краса», «а ты все та же – лес, да поле» в стихотворении «Россия», которая под пером поэта отождествляется с женщиной: «…твои прекрасные черты…».

А в поэме «Опять на поле Куликовом…» Россия для Блока – «жена моя!» — так восклицает поэт.

Заключение

В заключение отметим, как сам Блок оценивал свои стихи: в его оценке сразу видна та роль, которую он отводил символу, а через это мы можем понять, какова была роль метафоры в его поэзии.

Так, Александр Блок писал, что «Стихи о Прекрасной Даме» — «ранняя утренняя заря», «те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».

«Нечаянная радость» — «первые жгучие и горестные восторги», «первые страницы книги бытия», «чаши отравленного вина», «полувоплощенные сны».

«Земля в снегу» — «плод грустных восторгов», «чаша горького вина».

Даже для стихов у Блока есть метафоры: «рифм веселых огоньки» в стихотворении «Они читают стихи».

Из этих примеров видно, что сам Александр Блок подходил как к символу даже не к слову, не к строке, не к стихотворению – целые стихотворные сборники были для него символами, и он описывал их содержание с помощью метафор.

Блок, несомненно, символист, и его стихотворения построены на символах. Тем важнее в поэзии Блока роль метафоры, которая позволяет передать воплощенные в символы чувства и мысли автора.

Метафора у Блока играет чрезвычайно важную роль – она позволяет и показать отношение автора к описываемому предмету (явлению), и обрисовать с помощью метафоры образ, и даже сравнить несколько образов на основе метафор. Несомненно, что без метафор Блоку пришлось бы передавать в нескольких строках (или даже строфах) то, что он говорит в двух-трех словах, и главное – потерялась бы та яркая образность, которую так ценят любящие и знающие поэзию Блока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блок А. собрание сочинений в шести томах. Т. 1, 2. Л, 1980.

2. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.

3. Павлович Н. В. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

История метафоры

Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.

сравнениеобразное сравнение

  • За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
  • Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застряв поперёк горла,

Пухлые taxi и костлявые пролётки.

Грудь испешеходили.

Чахотки площе. — это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;

По мостовой

моей души изъезженной

шаги помешанных

вьют жёстких фраз пяты. — в этом же стихотворении, наоборот — сам человек уподобляется улице.

учений Аристотеля

Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.

В общем — метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой — передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.

Что же обозначает собой метафора?

Метафора (от древнегреческого слова μεταφορά «переносное значение»). В нашем литературном языке обозначает собой слово или целое выражение, которое было употреблено в переносном значении. В его основе лежит сравнение какого-либо предмета с другим, основанном на общем признаке. Как гласит история этот термин ввёл в обиход Аристотель.

Условно все метафоры разделены на 2 группы. Это «Олицетворяющие» и «Овеществляющие».

«Олицетворяющие«, по мнению языковедов, самые древние в нашем языке:

  • «зеркало озера»,
  • «золотые руки»,
  • «год улетел»,
  • «мороз сковал речку»,
  • «время стало»,
  • «тоска загрызла»,
  • «серебряные волосы».

Это называют олицетворением, которое выделено в отдельный вид выразительных способов.

«Овеществляющие«:

  • «глубокая печаль»,
  • «бойкий спор»,
  • « железный характер»,
  • «тонкие мысли»,
  • «горькая правда»,
  • «сладкие уста»,
  • «ручка дверей».

Их можно смело назвать эпитетами.

Предлагаем Вашему вниманию небольшой Видео-урок Елены Красновой:

Разные способы выражения чувств

Метафора в нашей обыденной речи делает её более эмоциональной и выразительной, а вот стихи сделать более живыми, яркими и красочными. Красивая метафора вызовет у читателя нужный отклик, породит много разных ассоциаций. Сама по себе она воздействует не только на разум,но и на чувства, наше подсознание. Не зря поэты уделяют подбору нужных метафор в своём тексте столь много времени.

Все поэты, в своём творчестве, очень редко ограничиваются одной фразой-метафорой. Их очень много. Они чётко формируют запоминающийся образ. К сожалению, бывают как оригинальные, так и банальные слова. Не избежали этой участи и метафоры. Такие клише , как: пустить корни, лес ног, носок ботинка и прочие вошли прочно в наш обиход. На в поэзии они не придадут стихам образности. Необходимо очень тщательно подходить к их выбору и не опуститься до полной банальщины.

Такие русские поэты как Есенин, Маяковский, Лермонтов очень часто использовали в своём творчестве выразительные метафоры. «Белеет парус одинокий» можно сказать, стало обозначением одиночества. Необходимо описывать, а не называть чувства. Читатели должны проникнуться нашим образом. В таком случае поэту удаётся воздействовать эстетически.

Она должна быть ярчайшей, отвлечённой от сущности, неожиданной. Иначе откуда взять образность в своём тексте? Тем не менее она должна иметь реалистичные корни. Не превратиться в красивый набор слов и букв, а вызывать красивые ассоциации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector