Mingw — бесплатный с и с++ компилятор для windows
Содержание:
- Зачем нужен компилятор?
- Компилятор GCC. Первая программа на Windows
- Онлайн среда Repl.It
- Обзор GCC
- Лидеры
- Какие ошибки может определить компилятор?
- Что такое Ideone?
- На чем написан компилятор?
- Структура компилятора
- пример
- Простой интерпретатор Lisp на Umka
- Виды компиляции
- Генерация кода
- Примечания
- Какие бывают компиляторы?
- Установка MinGW
- Что такое LLVM и зачем он нужен?
Зачем нужен компилятор?
Процессор — самая важная часть компьютера. Он обрабатывает информацию, выполняет команды пользователя и следит за работой всех подключенных устройств. Но процессор может разобрать только машинный код — набор 0 и 1, которые записаны в определённом порядке.
Почему именно 0 и 1? В процессор поступают электрические сигналы. Сильный сигнал обозначается цифрой 1, а слабый — 0. Набор таких цифр обозначает какую-то команду. Процессор ее распознает и выполняет.
Программы для первых компьютеров выглядели как огромные наборы 0 и 1. Чтобы записать такую программу, инженеры пользовались гибкими картонными карточками — перфокартами. Цифры на перфокарте записывались поочередно, в несколько строк. Чтобы записать 1, программист делал отверстие в карте. Места без отверстия обозначали 0.
Компьютер считывал перфокарту специальным устройством и выполнял записанную команду. Для одной программы составляли сотни перфокарт.
Писать их было долго и сложно, поэтому инженеры стали создавать языки программирования, обозначая команды словами и знаками. Для того, чтобы процессор понимал, какие команды записаны в программе, программисты создали компилятор — программу, которая преобразует программный код в машинный.
Компилятор GCC. Первая программа на Windows
Последнее обновление: 18.05.2017
Для создания программ на Си необходим текстовый редактор, с помощью которого можно набрать исходный код. И также необходим компилятор,
который принимает файл с исходным кодом на Си и компилирует его в исполняемый файл.
При запуске установщика откроется следующее окно:
Нажмем на кнопку Next > и перейдем к следующему шагу:
Если версия ОС 64-битная, то в поле следует выбрать пункт x86_64. Остальные настройки
оставим по умолчанию и нажмем на кнопку Next >. На следующем шаге укажем путь, по которому будет устанавливаться пакет:
Можно оставить настройки по умолчанию. И после перехода к следующему шагу собственно начнется установка.
После завершения установки на жестком диске по пути, которое было выбрано для установки, появятся все необходимые файлы компиляторов.
В моем случае они находятся по пути C:\Program Files (x86)\mingw-w64\i686-7.1.0-posix-dwarf-rt_v5-rev0\mingw32\bin:
В зависимости от версии пакета точный путь может отличаться, но в любом случае все файлы будут располагаться по тому пути, который был указан на шаге установки.
В частности, файл gcc.exe как раз и будет представлять компилятор для языка Си.
Далее для упрощения запуска компилятора мы можем добавить путь к нему в Переменные среды. Для этого перейдем к окну
Система -> Дополнительные параметры системы -> Переменные среды:
И добавим путь к компилятору:
Итак, компилятор установлен, и теперь мы можем написать первую программу. Для этого потребуется любой текстовый редактор для набора исходного кода.
Можно взять распространенный редактор Notepad++ или даже обычный встроенный Блокнот.
Итак, создадим на жестком диске папку для исходных файлов. А в этой папке создадим новый файл, который назовем hello.c.
В моем случае файл hello.c находится в папке C:\c.
Теперь определим в файле hello.c простейший код, который будет выводить строку на консоль:
#include <stdio.h> // подключаем заголовочный файл stdio.h int main(void) // определяем функцию main { // начало функции printf("Hello World! \n"); // выводим строку на консоль return 0; // выходим из функции } // конец функции
Для вывода строки на консоль необходимо подключить нужный функционал. Для этого в начале файла идет строка
#include <stdio.h>
Директива include подключает заголовочный файл stdio.h, который содержит определение функции printf, которая нужна для вывода строки на консоль.
Далее идет определение функции int main(void). Функция main должна присутствовать в любой программе на Си, с нее собственно и начинается
выполнение приложения.
Ключевое слово int в определении функции говорит о том, что функция возвращает целое число.
А слово void в скобках указывает, что функция не принимает параметров.
Тело функции main заключено в фигурные скобки {}. В теле функции происходит вывод строки на консоль с помощью функции printf, в которую передается выводимая строка «Hello world!».
В конце осуществляем выход из функции с помощью оператора return. Так как функция должна возвращать целое число, то после return указывается число 0.
Ноль используется в качестве индикатора успешного завершения программы.
После каждого действия в функции ставятся точка с запятой.
Теперь скомпилируем этот файл. Для этого откроем командную строку Windows и вначале с помощью команды cd перейдем к папке с исходным файлом:
cd C:\c
Чтобы скомпилировать исходный код, необходимо компилятору gcc передать в качестве параметра файл hello.c:
gcc hello.c
После этого будет скомпилирован исполняемый файл, который в Windows по умолчанию называется a.exe. И мы можем обратиться к этому файлу, и в этом случае консоль выведет
строку «Hello World!», собственно как и прописано в коде.
НазадВперед
Онлайн среда Repl.It
Данная интерактивная оболочка также отлично подходит для приобретения навыков программирования на очень большом количестве языков в онлайн режиме. Разумеется, желающие изучить Python всех версий смогут сделать это здесь со всеми удобствами.
Кроме Пайтона здесь всегда можно восполнить прорехи в знании таких популярных языков как Ruby, C#, Lua, Java, ES6 и т.д. Простота и гибкость настроек интерфейса привлекательна для программистов любого уровня. Учтены многие мелочи: быстрая смена темы, настройка шрифта, отступов, заполнение автоматом. Учётная запись позволит не потерять свой код, который будет под надёжной защитой.
Repl.It
Обзор GCC
GCC — GNU Compiler Collection, первый С компилятор с открытым исходным кодом, он был выпущен в 1987 г. Возможность создавать С++ программы была добавлена в 1992 г.
Впоследствии функциональность компилятора была расширена и включена поддержка таких языков программирования как Objective-C, Java, Fortran, ADA и другие.
GCC — очень мощный инструмент, распространяемый под лицензией GNU GPL (GNU General Public License), написан на языке С и в данный момент является кроссплатформенным — может работать практически под любой современной операционной системой и компилировать программы под различные типы процессоров, в том числе для микроконтроллеров, портативных устройств и 64-разрядных процессоров.
Лидеры
Лидеры моего внутреннего рейтинга. На основе развития за все годы существования этой заметки.
-
https://wandbox.org/
- Мой фаворит
- Плюсы:
- Самые свежие версии компиляторов (см. ниже) и, соответственно, самые свежие версии стандартов.
- Gcc/Clang/Zapcc на выбор и много вариантов версий
- Удобный выбор версий стандарта (C++)
- Доступен Boost разных версий и дополнительные библиотеки типа Sprout и MessagePack
- Можно задать дополнительные опции компилятору (“Compiler options”)
- Уже можно задать опции командной строки для приложения (“Runtime options”)
- Можно передать программе STDIN
- Можно создавать дополнительные текстовые файлы (например для программ, читающих из файлов). При этом, можно хитро извернуться и использовать WandBox как IDE: эти файлы могут быть исходниками,
проосто печислите их в параметрах компилятора 😉 - Несколько языков
- Можно шарить код
- Автоматически сохраняет код между запусками браузера
- Быстрый запуск по Ctrl+Enter
- Минусы
-
http://coliru.stacked-crooked.com
- Плюсы:
-
C++17, можно указать для pre-C++20
-
Последняя версия компилятора
-
Можно выбрать компилятор (по крайней мере gcc 4.6 там есть)
-
Можно задать параметры сборки
-
Автоматически сохраняет код между запусками браузера
-
Можно использовать для шаринга кода (внизу кропка Share)
-
Можно передать параметры программе через аргументы командной строки
-
Можно передать программе STDIN используя трюк Shell:
-
Много шоркатов
-
- Минусы:
- Неудобно выбирать копилятор — только методом перебора 🙂
- Язык только (?) C/C++
- Плюсы:
-
http://gcc.godbolt.org/ — тут укажу один минус сразу: он только компилирует, но не выполняет код и отображает ассемблерный листинг, что удобно для анализа всяких оптимизаций.
- Плюсы:
- Много разных компиляторов и их версий: gcc (4.4-4.8), arm-gcc (4.5-4.6), avr-gcc (4.5), mps430-gcc (4.5), clang (3.0), icc (13.0.1)
- Показывает ассемблерный выход
- Можно задать параметры компиляции
- Можно шарить код
- Мегатулза для анализа сгенерированного кода
- Минусы:
- Плюсы:
Какие ошибки может определить компилятор?
Когда компилятор анализирует текст программы, он проверяет, соответствует ли запись оператора стандартам языка. Если найдено несоответствие, то компилятор выводит об этом информацию пользователю в виде ошибки. Когда вся программа разобрана, пользователь видит список ошибок, которые есть в коде, и может их исправить.
Пока программист не исправит ошибки, компилятор не перейдет к следующему этапу — генерации машинного кода для процессора.
Чаще всего компилятор показывает пользователю:
- ошибки объявления переменных или отсутствие их начальных значений
- ошибки несоответствия типов
- ошибки неправильной записи операторов и функций
Иногда компилятор определяет код, который при выполнении дает неправильный результат. Но преобразовать такую программу в машинный код все-таки можно. В этом случае компилятор показывает пользователю предупреждение
Такая реакция компилятора больше похожа на рекомендации, но на них стоит обратить внимание. Программист сам решает оставить код с предупреждением или изменить программу.
Анализируя текст программы, компилятор не только ищет ошибки, но еще и упрощает ее код
Такой процесс называется оптимизацией.
Во время оптимизации компилятор изменяет программный код, но функции, которые выполняла программа, остаются прежними.
Что такое Ideone?
Этот онлайн компилятор предоставляет возможность программисту непосредственно в своём веб-обозревателе запустить код, используя свыше шести десятков языков программирования, причём можно также и версии программ выбирать. Данный сервис всё же уступает другим подобным проектам в выборе возможностей. К тому же имеет вот такие ограничения в использовании:
- Время на компиляцию ограничено 10 секундами.
- Пользователям, имеющим регистрацию, даётся 15 секунд для выполнения задачи, а случайно зашедшим на сайт посетителям – всего 5 секунд.
- Использование оперативной памяти также ограничено 256 МБ.
- Новые файлы не получится создать при запуске кода, если отсутствует Интернет-соединение.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данный компилятор подойдёт больше всего для быстрого теста необширного приложения. Профессионалы выберут скорей всего что-нибудь из описанных выше вариантов.
https://ideone.com/
На чем написан компилятор?
В 1950-е годы группа разработчиков IBM под руководством Джона Бэкуса разработала первый высокоуровневый язык программирования Fortran, который позволил писать программы на понятном человеку языке. Помимо языка, инженеры работали и над компилятором. Он представлял собой программу с набором исполняемых команд, которая могла компилировать другие программы на Fortran, в том числе и улучшенную версию себя.
В дальнейшем язык Fortran и его компилятор использовали, чтобы написать компиляторы для новых языков программирования. Такой подход используют программисты и в настоящее время.
Писать машинный код долго и неудобно. К тому же, для современных процессоров он может отличаться. Придется писать несколько версий одного и того же компилятора для разных компьютеров. Быстрее и проще написать компилятор на существующем языке программирования. Для этого разработчики выбирают удобный язык и пишут на нем первую версию своего компилятора. Он будет более универсальным для компьютеров и легко скомпилирует улучшенную версию себя.
Структура компилятора
Процесс компиляции состоит из следующих этапов:
- Трансляция программы — трансляция всех или только изменённых модулей исходной программы.
- компоновка машинно-ориентированной программы.
Структурные реализации компилятора могут быть следующими:
- И транслятор, и компоновщик могут целиком входит в состав компилятора как исполняемое программы.
- Компилятор сам выполняет лишь трансляцию компилируемой программы, компоновка же программы выполняется вызываемой компилятором отдельной программой-компоновщиком. Практически все современные компиляторы построены по такой схеме.
- Пакет программ, включающий в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики.
По первой схеме строились самые первые компиляторы, — для современных компиляторов такая схема построения нехарактерна.
По второй схеме построены все без исключения компиляторы с языков высокого уровня. Любой такой компилятор сам выполняет только трансляцию и далее вызывает компоновщик как внешнюю подпрограмму, который и компонует машинно-ориентированную программу. Такая схема построения легко позволяет компилятору работать и в режиме транслятора с соответствующего языка программирования. Этот обстоятельство нередко служит поводом считать компилятор разновидностью транслятора, что естественно неверно, — все современные компиляторы такого типа все же выполняют компоновку, пусть и силами вызываемого компилятором внешнего компоновщика, тогда как транслятор сам никогда не выполняет вызов внешнего компоновщика. Но это же обстоятельство позволяет компилятору с одного языка программирования на фазе компоновки включать в программу написанную на одном языке программирования функции-подпрограммы из уже оттранслированных соответствующим транслятором/компилятором, написанные на ином языке программирования. Так в программу на С/С++ можно вставлять функции написанные например на Pascal или Fortran. Аналогично и напротив написанная на С/С++ функции могут быть вставлены в Pascal- или Fortran-программу соответственно. Это было бы невозможно без поддержки многими современными компиляторами генерации кода вызова процедур (функций) в соответствии с соглашениями иных языков программирования. Например современные компиляторы с языка Pascal помимо организации вызова процедур/функций в стандарте самого Pascal поддерживают организацию вызова процедурой/функцией в соответствии с соглашениями языка С/С++. (Например чтобы на уровне машинного кода написанная на Pascal процедура/функция работала с входными параметрами в соответствии с соглашениями языка С/С++, — оператор объявления такой Pascal-процедуры/Pascal-функции должен содержать ключевое слово cdecl.)
Наконец по третьей схеме построены компиляторы, представляющие собой целые системы, включающие в себя трансляторы с разных языков программирования и компоновщики. Также любой такой компилятор может использовать в качестве транслятора любой способный работать в режиме транслятора компилятор с конкретного языка высокого уровня. Естественно такой компилятор может компилировать программу, разные части исходного текста которой написаны на разных языках программирования. Нередко такие компиляторы управляются встроенным интерпретатором того или иного командного языка. Яркий пример таких компиляторов — имеющийся во всех UNIX-системах (в частности в Linux) компилятор make.
Трансляция программы как неотъемлемая составляющая компиляции включает в себя:
- Лексический анализ. На этом этапе последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.
- Синтаксический (грамматический) анализ. Последовательность лексем преобразуется в древо разбора.
- Семантический анализ. На этой фазе древо разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) — например, привязка идентификаторов к их объявлениям, типам данных, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д. Результат обычно называется «промежуточным представлением/кодом», и может быть дополненным древом разбора, новым деревом, абстрактным набором команд или чем-то ещё, удобным для дальнейшей обработки.
- Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла. Оптимизация может быть на разных уровнях и этапах — например, над промежуточным кодом или над конечным машинным кодом.
- Генерация кода. Из промежуточного представления порождается код на целевом машинно-ориентированном языке.
пример
Различные веб-сайты предоставляют онлайн-доступ к компиляторам C ++. Набор функций онлайн-компилятора значительно варьируется от сайта к сайту, но обычно они позволяют сделать следующее:
- Вставьте свой код в веб-форму в браузере.
- Выберите некоторые параметры компилятора и скомпилируйте код.
- Собирать компилятор и / или выпуск программы.
Онлайн-поведение веб-компилятора обычно является довольно ограничительным, поскольку они позволяют кому-либо запускать компиляторы и выполнять произвольный код на своей стороне сервера, тогда как обычно удаленное выполнение произвольного кода считается уязвимостью.
Компиляторы онлайн могут быть полезны для следующих целей:
- Запустите небольшой фрагмент кода с компьютера, на котором отсутствует компилятор C ++ (смартфоны, планшеты и т. Д.).
- Убедитесь, что код успешно компилируется с разными компиляторами и работает одинаково, независимо от компилятора, с которым он был скомпилирован.
- Изучайте или преподавайте основы C ++.
- Изучите современные возможности C ++ (C ++ 14 и C ++ 17 в ближайшем будущем), когда современный компилятор C ++ недоступен на локальной машине.
- Найдите ошибку в своем компиляторе по сравнению с большим набором других компиляторов. Проверьте, исправлена ли ошибка компилятора в будущих версиях, которые недоступны на вашем компьютере.
- Решите проблемы онлайн-судьи.
Какие онлайн-компиляторы не должны использоваться для:
- Разработка полнофункциональных (даже небольших) приложений с использованием C ++. Обычно онлайн-компиляторы не позволяют связываться со сторонними библиотеками или загружать артефакты сборки.
- Выполнять интенсивные вычисления. Ресурсы на стороне Sever ограничены, поэтому любая пользовательская программа будет убита через несколько секунд после ее выполнения. Допустимое время выполнения обычно достаточно для тестирования и обучения.
- Сам сервер компилятора атаки или сторонние хосты в сети.
Примеры:
- http://codepad.org/ Онлайн-компилятор с совместным использованием кода. Редактирование кода после компиляции с предупреждением или ошибкой исходного кода работает не так хорошо.
- http://coliru.stacked-crooked.com/ Онлайн-компилятор, для которого вы указываете командную строку. Предоставляет компиляторы GCC и Clang для использования.
- http://cpp.sh/ — Онлайн-компилятор с поддержкой C ++ 14. Не позволяет редактировать командную строку компилятора, но некоторые параметры доступны через элементы управления графическим интерфейсом.
- https://gcc.godbolt.org/ — Предоставляет широкий список версий, архитектуры и разборки компилятора. Очень полезно, когда вам нужно проверить, что ваш код компилируется разными компиляторами. GCC, Clang, MSVC ( ), компилятор Intel ( ), ELLCC и Zapcc, причем один или несколько из этих компиляторов доступны для ARM, ARMv8 (как ARM64), Atmel AVR, MIPS, MIPS64, MSP430, PowerPC , x86 и x64 architecutres. Аргументы командной строки компилятора могут быть отредактированы.
- https://ideone.com/ — Широко используется в сети для иллюстрации поведения фрагмента кода. Предоставляет GCC и Clang для использования, но не позволяет редактировать командную строку компилятора.
- http://melpon.org/wandbox — Поддерживает многочисленные версии компилятора Clang и GNU / GCC.
- http://onlinegdb.com/ — крайне минималистичная среда разработки, включающая редактор, компилятор (gcc) и отладчик (gdb).
- http://rextester.com/ — Предоставляет компиляторы Clang, GCC и Visual Studio для C и C ++ (наряду с компиляторами для других языков), с доступной для использования библиотекой Boost.
- http://tutorialspoint.com/compile_cpp11_online.php — полнофункциональная оболочка UNIX с GCC и удобный для пользователя проект.
- http://webcompiler.cloudapp.net/ — Компилятор Online Visual Studio 2015, предоставленный Microsoft в составе RiSE4fun.
Previous
Next
Простой интерпретатор Lisp на Umka
Разработка моего статически типизированного скриптового языка Umka вошла в ту стадию, когда потребовалась проверка языковых возможностей на более сложных примерах, чем скрипты в пару десятков строк. Для этого я решил реализовать на своём языке интерпретатор Lisp. На это меня вдохновил педагогический эксперимент Роба Пайка, одного из создателей языка Go. Недавно Пайк опубликовал маленький интерпретатор Lisp на Go. Особенно впечатлило замечание Пайка, что описание интерпретатора заключено на одной странице 13 древнего руководства по Lisp 1.5. Учитывая синтаксическое родство Umka и Go, было трудно не поддаться соблазну построить такой интерпретатор на Umka, но не буквальным переносом кода Пайка, а полностью заново, от основ. Надеюсь, знатоки Lisp и функциональных языков простят мне наивное изумление от соприкосновения с прекрасным.
Виды компиляции
Виды компиляции:
- Пакетная. Компиляция нескольких исходных модулей в одном задании.
- Построчная. Машинный код порождается и затем исполняется для каждой завершённой грамматической конструкции языка. Внешне воспринимается как интерпретация, но устройство имеет иное.
- Условная. На фазе трансляции результат трансляции зависит от условий, прописанных в исходном транслируемом тексте программы директивами компилятора. (Яркий пример — работа препроцессора языка С и производных от него.) Так, в зависимости от значения некой константы некая транслятор заданную часть транслируемого исходного текста программы транслирует или пропускает (игнорирует).
Генерация кода
Генерация машинного кода
Большинство компиляторов переводит программу с некоторого высокоуровневого языка программирования в машинный код, который может быть непосредственно выполнен физическим процессором. Как правило, этот код также ориентирован на исполнение в среде конкретной операционной системы, поскольку использует предоставляемые ею возможности (системные вызовы, библиотеки функций). Архитектура (набор программно-аппаратных средств), для которой компилируется (собирается) машинно-ориентированная программа, называется целевой машиной.
Результат компиляции — исполнимый программный модуль — обладает максимально возможной производительностью, однако привязан к конкретной операционной системе (семейству или подсемейству ОС) и процессору (семейству процессоров) и не будет работать на других.
Для каждой целевой машины (IBM, Apple, Sun, Эльбрус и т. д.) и каждой операционной системы или семейства операционных систем, работающих на целевой машине, требуется написание своего компилятора. Существуют также так называемые кросс-компиляторы, позволяющие на одной машине и в среде одной ОС генерировать код, предназначенный для выполнения на другой целевой машине и/или в среде другой ОС. Кроме того, компиляторы могут оптимизировать код под разные модели из одного семейства процессоров (путём поддержки специфичных для этих моделей особенностей или расширений наборов команд). Например, код, скомпилированный под процессоры семейства Pentium, может учитывать особенности распараллеливания инструкций и использовать их специфичные расширения — MMX, SSE и т. п.
Некоторые компиляторы переводят программу с языка высокого уровня не прямо в машинный код, а на язык ассемблера. (Пример: PureBasic, транслирующий бейсик-код в ассемблер FASM.) Это делается для упрощения части компилятора, отвечающей за генерацию кода, и повышения его переносимости (задача окончательной генерации кода и привязки его к требуемой целевой платформе перекладывается на ассемблер), либо для возможности контроля и исправления результата компиляции (в том числе ручной оптимизации) программистом.
Генерация байт-кода
Результатом работы компилятора может быть программа на специально созданном низкоуровневом языке двоично-кодовых команд, выполняемых виртуальной машиной. Такой язык называется псевдокодом или байт-кодом. Как правило, он не есть машинный код какого-либо компьютера и программы на нём могут исполняться на различных архитектурах, где имеется соответствующая виртуальная машина, но в некоторых случаях создаются аппаратные платформы, напрямую выполняющие псевдокод какого-либо языка. Например, псевдокод языка Java называется байт-кодом Java и выполняется в Java Virtual Machine, для его прямого исполнения была создана спецификация процессора picoJava. Для платформы .NET Framework псевдокод называется Common Intermediate Language (CIL), а среда исполнения — Common Language Runtime (CLR).
Некоторые реализации интерпретируемых языков высокого уровня (например, Perl) используют байт-код для оптимизации исполнения: затратные этапы синтаксического анализа и преобразование текста программы в байт-код выполняются один раз при загрузке, затем соответствующий код может многократно использоваться без перекомляции.
Динамическая компиляция
Основная статья: Динамическая компиляция (англ.)
Из-за необходимости интерпретации байт-код выполняется значительно медленнее машинного кода сравнимой функциональности, однако он более переносим (не зависит от операционной системы и модели процессора). Чтобы ускорить выполнение байт-кода, используется динамическая компиляция, когда виртуальная машина транслирует псевдокод в машинный код непосредственно перед его первым исполнением (и при повторных обращениях к коду исполняется уже скомпилированный вариант).
Наиболее популярной разновидностью динамической компиляции является JIT. Другой разновидностью является инкрементальная компиляция.
CIL-код также компилируется в код целевой машины JIT-компилятором, а библиотеки .NET Framework компилируются заранее.
Примечания
- ГОСТ 19781-83 // Вычислительная техника. Терминология: Справочное пособие. Выпуск 1 / Рецензент канд. техн. наук Ю. П. Селиванов. — М.: Издательство стандартов, 1989. — 168 с. — 55 000 экз. — ISBN 5-7050-0155-X.; см. также ГОСТ 19781-90
- ↑ Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике / Рецензенты: канд. физ.-мат. наук А. С. Марков и д-р физ.-мат. наук И. В. Поттосин. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 543 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-279-00367-0.
- ↑ СТ ИСО 2382/7-77 // Вычислительная техника. Терминология. Указ. соч.
- Борковский А. Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями). — М.: Русский язык, 1990. — 335 с. — 50 050 (доп,) экз. — ISBN 5-200-01169-3.
- Толковый словарь по вычислительным системам = Dictionary of Computing / Под ред. В. Иллингуорта и др.: Пер. с англ. А. К. Белоцкого и др.; Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Машиностроение, 1990. — 560 с. — 70 000 (доп,) экз. — ISBN 5-217-00617-X (СССР), ISBN 0-19-853913-4 (Великобритания).
- Н. А. Криницкий, Г. А. Миронов, Г. Д. Фролов. Программирование / Под ред. М. Р. Шура-Бура. — М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1963.
Какие бывают компиляторы?
Ни один компилируемый язык программирования не обходится без компилятора. Некоторые компиляторы работают с несколькими языками программирования. Но программист должен учитывать еще и параметры компьютера, на котором программа будет запускаться.
Дело в том, что современные процессоры отличаются друг от друга устройством, поэтому машинный код для одного процессора будет понятен, а для другого нет. Это касается и операционных систем: одна и та же программа будет работать на Windows, но не запустится на Linux или MacOS. Поэтому нужно пользоваться тем компилятором, который работает с нужным процессором и операционной системой.
Если программа будет работать на нескольких операционных системах, то нужен кросс-компилятор — компилятор, который преобразует универсальный машинный код. Например, GNU Compiler Collection(сокращенно GCC) поддерживает C++, Objective-C, Java, Фортран, Ada, Go и поддерживает разную архитектуру процессоров.
Начинающие программисты даже не знают о наличии компилятора на компьютере. Они пишут программы в интегрированной среде разработки, в которую встроен компилятор, а иногда и не один. В этом случае, выбор компилятора делает среда, а не программист. Например, MS Visual Studio поддерживает компиляторы для операционных систем Windows, Linux, Android. Выбирая тип проекта, Visual Studio определяет процессор и операционную систему компьютера, и после этого выбирает подходящий компилятор.
Установка MinGW
Для установки требуется подключение к сети интернет.
Запустите установщик, он скачает и установит все необходимые файлы.
Жмите «Next».
Диалог сообщает нам, что программа запущена администратором компьютера и будет установлена для всех пользователей.
На этом этапе укажем загружать последнюю версию программного обеспечения.
Соглашаемся с условиями лицензионного соглашения и жмём «Next».
Укажем путь для установки. Не рекомендуется устанавливать в директорию или субдиректорию имеющюю в своём имени пробелы.
Рзмещайте все файлы по стандартному пути, например, «C:\MinGW».
Настройка ярлыков, можно оставить как есть и нажать «Next».
Выбор компонентов для установки.
В данном случае выбраны компилятор С и С++, инструменты для разработки и комплект утилит командной строки — MSYS.
Подтверждение настроек.
Если всё выбрано правильно, жмём «Install».
Начало установки — ожидаем начала загрузки компонентов.
Автоматически запускается консольное окно, в котором отражается весь ход процесса — в данный момент загружаются списки пакетов.
В следующем окне мы можем наблюдать за прогрессом загрузки.
Установка окончена, если вы не хотите читать подробный отчёт о процессе установки, снимите галочку.
Закройте окно установщика — нажмите «Finish».
Проверим, готова ли операционная система для полноценной работы с MinGW. В свойствах компьютера на вкладке «Дополнительно» кликните по кнопке «Переменные среды».
Нам потребуется значение переменной PATH, там должны быть прописаны пути к папкам с исполняемыми файлами MinGW и MSYS, в данном случае это директории «C:\MinGW\bin» и «C:\MinGW\msys\1.0\bin».
Если эти значения не были автоматически добавлены в переменную в процессе установки, допишите их вручную, добавте в начало строку «C:\MinGW\bin;C:\MinGW\msys\1.0\bin;», только без кавычек.
Если в вашей операционной системе отсутствует переменная PATH, то создайте её самостоятельно.
Теперь, когда все инструменты установлены, можно использовать GCC компиляторы в режиме командной строки или настроить их использование в своей IDE.
Что такое LLVM и зачем он нужен?
Всем привет! Думаю, у многих сразу возник другой вопрос — а зачем вообще нужна ещё одна статья про LLVM, ведь на хабре их и так больше сотни? Моей задачей было написать «введение в тему» for the rest of us — профессиональных разработчиков, не планирующих создавать компиляторы и совершенно не интересующихся особенностями устройства LLVM IR. Насколько я знаю, подобного ещё не было.
Главное, что интересует практически всех — и о чём я планирую рассказать — вынесено в заголовок статьи. Зачем нужен LLVM, когда есть GCC и Visual C++? А если вы не программируете на C++, вам стоит беспокоиться? И вообще, LLVM это Clang? Или нет? И что эти четыре буквы на самом деле означают?