Русский язык для взрослых: 10 способов устранить пробелы в грамотности

Содержание:

Содержание речи (что мы говорим)

Одно лишь умение красиво говорить не сможет сделать из вас
интересного собеседника. Для этого речь должна быть наполнена смыслом. Поэтому
вместе с тренировкой дикции, вам, возможно, придется поработать над:

  • Грамотностью речи и расширением словарного
    запаса;
  • Улучшением точности выражения мыслей;
  • Чистотой речи.

Как развить грамотность речи и расширить словарный запас?

Грамотная речь –это привычка. За один день развить ее не
получится. Но если регулярно практиковаться, то результат не заставит себя
ждать.

Чтобы развить грамотность речи и расширить словарный запас:

  1. Читайте книги. Разные жанры;
  2. Слушайте выступления спикеров. Например, на TED;
  3. Пользуйтесь словарями, чтобы узнать значение новых слов. Например, http://gramota.ru/;
  4. Пишите диктанты. Например, Тотальный диктант;
  5. Попросите друзей и близких поправлять ошибки в вашей речи;
  6. Начните писать и редактировать тексты. Книга «Новые правила деловой переписки» вам в помощь.

Как точнее выражать свои мысли?

Прежде чем говорить, нужно понять, а что именно вы хотите сказать. Ведь мысли в вашей голове рождаются не в виде слов, а в виде образов. И чем точнее вы опишите эти образы словами, тем проще вам будет донести до собеседника свои мысли.

Умение описывать свои мысли словами – это тоже навык. И на
его развитие тоже потребуется время. Быстрее всего можно научиться только на
практике. Поэтому:

  • Больше общайтесь, участвуйте в дискуссиях;
  • Учитесь у других людей;
  • Читайте книги;
  • Заведите дневник или блог.

Еще одно важное правило: научитесь слушать других людей и понимать их. Возможно вам для этого потребуется поработать над своим эмоциональным интеллектом

Начать можно с прохождения теста на эмоциональный интеллект.

Как избавиться от слов-паразитов и сделать речь чистой

Слова-паразиты («как бы», «короче», «в общем», «типа», «это
самое», «вот», «так сказать» и другие) и непроизвольные звуки («ээмм», «ммм», «эээ»
и другие) засоряют речь.

Чаще всего слова и звуки-паразиты люди используют для
заполнения пауз. Говорящий произносит их в начале или конце предложения, либо
при переходе от одной мысли к другой.

Несколько способов избавиться от мусора в речи.

  • Запишите свою речь на диктофон и определите какие
    слова-паразиты и непроизвольные звуки вы вставляете в речь;
  • Каждый раз, когда говорите слово-паразит или
    произносите звуки, хлопайте в ладоши. Это прекрасный способ увидеть, насколько
    засорена ваша речь;
  • Начните говорить медленнее и делайте больше пауз.
    Так у вас появится время на проработку того, что хотите сказать.

Всё же специалисты по ораторскому искусству рекомендуют не избавляться от слов-паразитов полностью, а выбросить около 90%. Оставшиеся понадобятся для неформальных бесед.

Рекомендации для новичков

В изучении языка, как и в любом другом деле, вам поможет лишь упорный труд и систематический подход. Учитесь каждый день, не бойтесь трудностей, будьте настойчивы в достижении цели.

Для получения положительного результата вам нужно поработать над собой и постоянно улучшать свои навыки.

Терпение и раскованность

Боязнь большинства новичков – «надо мной буду смеяться». Из-за этого они так и остаются новичками на протяжении многих месяцев и даже лет. Помните, что без применения знаний на практике вы ничему не научитесь, а так и продолжите топтаться на одном месте.

Не бойтесь разговаривать на изучаемом языке, пусть и не идеально. Никто не будет смеяться над вами, ведь понимают – для вас это не родной язык. И попытка выучить что-то новое вызывает уважение у окружающих.

Больше общения с носителями языка

Ничто так не способствует развитию в изучении языка, как общение с его носителями. Старайтесь общаться с несколькими украинцами, не бойтесь показаться глупым. Адекватные люди нормально воспринимают ошибки иностранцев и с удовольствием помогают их исправлять.

Найдите единомышленника, чтобы учиться вместе.

А если у кого-то ваши промахи вызывают насмешки, это означает только одно – вам не по пути с этим человеком. Старайтесь окружать себя теми людьми, которые способны тактично и аккуратно вас поправить.

Искать собеседника можно в интернете. Есть сайты, где можно обменяться контактами с теми, кто изучает ваш язык. Во время разговора собеседник будет совершенствовать свой русский язык, а вы – украинский.

Переписка на украинском языке

При этом старайтесь использовать те слова, которые знаете, не обращайтесь к онайн-переводчикам. Стремитесь к такому уровню владения языка, когда для комфортного общения вам не придётся подглядывать в словарь.

Чтение в оригинале

Старайтесь заполнить свою жизнь украинскими текстами. Смотреть новости, читать книги, полезные статьи на изучаемом языке. Сначала это может вызывать дискомфорт, и придется часто обращаться к словарю, чтобы уточнить значение слова.

Но со временем вы начнете запоминать частоповторяющиеся слова. И со временем обращаться к словарю вы будете все реже и реже.

С какими проблемами можно столкнуться при самостоятельном изучении

Абсолютно любой язык, не только украинский, невозможно выучить без занятий с репетитором и без общения с носителями. Вы можете посвятить годы на самостоятельное изучение языка, но ни одна книга или учебник не поможет вам так, как живой преподаватель.

Но и самостоятельное изучение – это важная составляющая учёбы. Без этого занятия с учителем не дадут желаемого результата.

Вот, что должно включать в себе оптимальное изучение языка:

  • занятия с преподавателем;
  • общение с носителями языка;
  • самостоятельное обучение дома по книгам, курсам, фильмам и т.д.

Если хоть одна из трёх составляющих отсутствует, это значительно тормозит ваш процесс.

Накладно заниматься с репетитором? Освойте базовые знания, преодолейте с учителем первые сложности, а потом можете продолжить обучение без посторонней помощи. Изучать язык с самого нуля в одиночку – плохая идея.

1-4 классы

  • Алфавит. Буква Й
  • Алфавит. Буква С
  • Аннотация
  • Буква Ю и звуки, которые она обозначает
  • Буквы Я, я. Звуки буквы я
  • Дополнение
  • Единственное и множественное число глагола
  • Единственное и множественное число имён существительных
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Звук , буквы А, а
  • Звук и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й
  • Звуки , буквы Т, т
  • Звук и буква И
  • Звук и буква О
  • Звук и буква У
  • Звук и буква Э
  • Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе
  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
  • Имена существительные собственные и нарицательные
  • Имя существительное. Род имён существительных
  • Как установить связь слов в предложении
  • Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах
  • Обстоятельство
  • Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами
  • Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные
  • Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре
  • Описание деловое и художественное
  • Определение
  • От предложения к тексту. Что такое текст. Красная строка
  • Падежи
  • Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова
  • Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
  • Правописание падежных окончаний имён прилагательных
  • Правописание падежных окончаний имён существительных
  • Правописание предлогов и приставок
  • Правописание слов с разделительным Ь
  • Предложение. Главные члены предложения
  • Предложение. Интонация. Логическое ударение
  • Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
  • Проверка парных согласных звуков в корне слова
  • Простое и сложное предложения. Союзы
  • Прямое и переносное значение слов
  • Речевой жанр — рассказ
  • Речь в жизни человека. Речь устная и письменная
  • Слова близкие и противоположные по значению
  • Слова названия действий предметов
  • Слова с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре
  • Слова – названия признаков предметов
  • Слово и его значение. Знакомство с толковым словарём
  • Слоги
  • Собственные имена имена, отчества, фамилии, клички
  • Собственные имена названия стран, городов, рек, улиц
  • Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН
  • Сочетания букв ЧА ЩА, ЧУ ЩУ
  • Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
  • Типы предложений по цели высказывания
  • Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём
  • Фонетический разбор слова
  • Что обозначают буквы е, ё, ю, я
  • Что такое глагол
  • Что такое текстописание
  • Что такое части речи?
  • Ь –показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине
  • Язык — к знанию ключ

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся —
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова —
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Подготовка к занятиям

Перед началом обучения запаситесь источниками информации и проработайте структуру своего обучения. Только так вы сможете научиться говорить и писать на языке быстрее и лучше.

Выбирайте известные книги.

Разработка плана

В зависимости от уровня владения украинским языком, составьте план обучения. Как правило, этим занимается преподаватель.

При самостоятельном обучении можно обратить внимание на онлайн-курсы. Изучите содержание, и по нему составьте свой план обучения

Следите, чтобы равномерно распределять виды деятельности, не зацикливаясь только на теории.

Определение набора важных фраз

Решите, с какой целью вы изучаете язык:

  • бизнес;
  • путешествия;
  • общение с украинскими друзьями и проч.

Исходя из цели, составьте перечень слов и фраз, которыми вам нужно овладеть в первую очередь.

Создание целей на каждый день

Не торопитесь и не старайтесь изучить огромное количество информации за короткий промежуток времени. Ставьте для себя маленькие цели. Например, каждый день изучайте по 15-20 новых слов.

Не забывайте об отдыхе, уделяйте учёбе 40-60 минут времени в день.

Нюансы чтения некоторых букв

Важно усвоить следующие особенности украинского языка:

  • русская буква «и» в украинском языке произносится как «ы»;
  • русская «е» звучит как «э»;
  • в украинском звук «е» отображается на письме как «є»;
  • русское «и» пишется в украинском «i»;
  • «ї» в украинском не имеет аналога в русском языке, она произносится как «йи»;
  • в зависимости от звонкости наша «г» пишется в украинском по-разному: «г» – если звук приглушённый, а «ґ» – если взрывной.

Как быстро выучить правила русского языка

Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:

Падеж Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом

Именительный(Кто? Что?)

Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом
Родительный(Кого? Чего?) Яблока Девочки Собаки Солнца Пирога Дома
Дательный(Кому? Чему?) Яблоку Девочке Собаке Солнцу Пирогу Дому
Винительный(Кого? Что?) Яблоко Девочку Собаку Солнце Пирог Дом
Творительный(Кем? Чем?) Яблоком Девочкой Собакой Солнцем Пирогом Домом
Предложный(О ком? О чем?) О яблоке О девочке О собаке О солнце О пироге О доме

Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.

Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:

Мы пошли с Надюшей в душ,Вдруг приперся Надин муж.То ли мне надеть одежду?То ли мне одеть Надежду?

Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.

7 класс

02. Повторение изученного в 5-6 классах

  • 01. Лексика и фразеология часть 1
  • 02. Лексика и фразеология часть 2
  • 03. Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова
  • 04. Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • 05. Морфология. Морфологический разбор слова
  • 06. Стили литературного языка научный, официально-деловой, публицистический
  • 07. Текст. Стили речи

03. Причастие

  • 01. Понятие о причастии
  • 02. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • 03. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • 04. Действительные и страдательные причастия
  • 05. Краткие причастия
  • 06. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  • 07. Морфологический разбор причастий
  • 08. Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
  • 09. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  • 10. Обобщение сведений о причастии

04. Деепричастие

  • 01. Понятие о деепричастии
  • 02. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
  • 03. Написание НЕ с деепричастиями
  • 04. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
  • 05. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. Контрольный урок

05. Предлоги

  • 01. Употребление предлогов
  • 02. Непроизводные и производные предлоги
  • 03. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

06. Союзы

  • 01. Союз как часть речи
  • 02. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении
  • 03. Сочинительные союзы
  • 04. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов
  • 05. Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном
  • 06. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

07. Частицы

  • 01. Понятие о частице
  • 02. Разряды частиц. Формообразующие частицы
  • 03. Смысловые частицы. Продолжение темы
  • 04. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц
  • 05. Отрицательные частицы
  • 06. Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

Для иностранцев

Для меня русский язык родной, но многие люди изучают его в качестве иностранного для работы, поступления в университет или просто для себя. Спрос, как известно, не остается незамеченным и рождает предложение, поэтому в сети есть специальные курсы, которые позволяют освоить устную и письменную русскую речь.

Эффективный онлайн курс русского – Busuu

Эффективный онлайн-курс изучения русского содержит теорию и упражнения, которые строятся по принципу “от простого к сложному”.

Особенности:

  • индивидуальный план занятий в зависимости от начального уровня;
  • постоянное отслеживание результатов;
  • можно учиться через сайт или использовать мобильное приложение;
  • уроки грамматики;
  • постоянное расширение словарного запаса;
  • практика разговорной речи с носителями языка.

Выгоднее всего подписаться на 24 месяца, тогда 1 месяц использования платформы будет стоить 6,66 евро. Подписка дает возможность изучать до 12 языков одновременно.

Приложение LingQ

В приложении LingQ вы найдете аудиоуроки по русскому языку и сможете выбрать интересный для вас формат:

  • книги,
  • подкасты,
  • новости,
  • спорт,
  • развлечения,
  • наука,
  • бизнес,
  • путешествия и др.

Особенности:

  1. Можно пользоваться готовыми уроками или импортировать любые аудио и заниматься по ним.
  2. Удобный словарь для записи и повторения слов.
  3. Гид по грамматике русского языка.
  4. Отслеживание прогресса.

Есть бесплатная версия и подписка за 7,99–12,99 $ в месяц.

Приложение Tandem

Приложение Tandem позволяет заниматься с репетитором, который является носителем языка или владеет знаниями на том же уровне.

Особенности:

  1. Занятия в любое время.
  2. Уроки могут длиться от 15 минут, поэтому легко найти возможность для обучения.
  3. Можно позаниматься с разными преподавателями и выбрать того, с кем наиболее комфортно и оптимально по стоимости.
  4. Общение с другими пользователями приложения, которые являются носителями языка.

Преподаватели сами устанавливают цены, но первый урок в Tandem можно пройти бесплатно.

Бесплатные онлайн-уроки

На сайте learnrussian.rt.com можно проходить бесплатные онлайн-уроки, начиная от изучения алфавита и заканчивая культурными особенностями общения в русскоязычной среде. Для обучения нужно знать английский язык, все правила и переводы даны на английском.

С learnrussian.rt.com вы сможете:

  • слушать и читать диалоги;
  • пополнять словарный запас;
  • понимать, когда уместно то или иное высказывание в общении;
  • изучить основы грамматики.

Почему так важно не упустить время в обучении детей русскому языку? Уроки русского языка для детей

Многие русские дети, выросшие за рубежом, не говорят по-русски. Они учатся в школе на другом языке, говорят на другом языке со сверстниками, и очень часто семья, дом – это единственное место, где звучит русская речь. Именно поэтому роль родителей в процессе обучения детей русскому языку не просто велика, она огромна.

В русскоязычных и двуязычных семьях, проживающих за границей, родителям уже не достаточно просто говорить с ребенком по-русски, им необходимо знать, как провести уроки русского языка для детей, причем эти уроки будут совсем не похожи на уроки русского языка с детьми, живущими в России.

Изучение русского языка для детей, которые растут за рубежом, не сводится к изучению правил орфографии и пунктуации. Гораздо большую трудность для детей вызывают следующие вопросы: как составить из слов предложение, почему в данном случае нужно выбрать именно этот вид глагола, почему здесь употребляется этот падеж и этот предлог, т.е. русскую грамматику для детей нужно будет объяснять уже не как для носителей языка (у которых никогда не возникают эти вопросы), а как для иностранных детей. Дети, растущее за рубежом, уже не могут самостоятельно и бессознательно выучить разговорный русский язык!

Сравните вопросы детей, которые изучают русский язык в России и за границей:

Учим русский язык для детей в России

Учим русский язык для детей за границей

Почему надо писать не так, как слышится?

Пишем:

«У меня зелёный пенал»,
а не «у миня зилёный пинал»?

Пишем:

«Корова даёт молоко»,

а не «карова даёт малако»?

Почему надо читать не так, как пишется?

Читаем:

«У мИня зИлёный пИнал»,
а не «У мЕня зЕлёный пЕнал»?

Читаем:

«КАрова даёт мАлАко»,
а не «кОрОва даёт мОлОко»?

Виды глагола в русском языке для русских детей

У русских детей не возникает вопросов об употреблении видов в разговорной речи. Единственное, где понадобятся знания, что такое вид глагола в русском языке, – это на занятиях по русскому языку в школе в ситуации, когда надо сделать морфологический разбор глагола как части речи.

Виды глагола в русском языке. Вопросы иностранных детей

Почему здесь разные глаголы?

«Нельзя открывать эту дверь, идёт экзамен!»

«Нельзя открыть эту дверь, замок сломан!»

Почему нельзя сказать:

«Я каждый день сделал домашнее задание»,

но можно сказать:

«Я сегодня сделал домашнее задание»?

Глаголы движения в русском языке

Русские дети и взрослые в России даже не подозревают, что в русском языке есть глаголы, которые функционирует в речи совершенно по-особому, но употребляют нужный глагол безошибочно.

Глаголы движения. Русский язык как иностранный

Почему нельзя сказать:

«Смотри, спортсмены бегают к финишу»,

но можно сказать:

«Смотри, дети бегают по двору»?

Предлоги в русском языке

Не возникает вопросов.

Предлоги в русском языке. Русский язык как иностранный

Когда надо говорить предлоги В, НА, ИЗ, С?

Почему «Птичка сидит НА ветке», но «птичка сидит В
гнезде»?

Почему «Достань книгу С верхней полки», но «Достань ключи ИЗ кармана»?

! Обучение детей русскому языку за границей строится совсем иначе, чем обучение русскому языку детей в России. Даже если Вы обладаете врожденной грамотностью и Вы получали одни пятёрки на уроках русского языка в школе, даже если у Вас есть филологическое образование, Вам не будет хватать знаний для обучения русскому языку как иностранному детей. Это происходит потому, что в рамках обучения русскому языку как родному не даются знания, необходимые для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Как научить ребенка русскому языку за рубежом? Когда и с чего начать обучение русскому языку ребенка?

Чем раньше Вы начнете заниматься с ребенком русским языком, тем легче будет ребенку выучить русский язык

В тех семьях, где родители не уделяют внимание изучению детьми русского языка, язык окружающей среды постепенно заменяет русский и, в конце концов, полностью его вытесняет, в результате чего русские дети уже не могут сказать по-русски ничего, кроме «привет», «пока», «спасибо». Родители таких детей на вопрос, почему они не занимались с ребенком и не обучили своего ребенка русскому языку, обычно отвечают: «Не хотели заставлять

Захочет – сам выучит». Однако жизнь показывает, что не выучит (либо это будет стоить неимоверных усилий с его стороны).

Не нужно терять время и откладывать изучение русского языка на будущее. К тому же если Вы научитесь преподавать русский язык как иностранный, то заставлять ребенка изучать русский Вам не понадобится. Ребенку будет интересно изучать русский язык, и он полюбит говорить по-русски!

Где грамотные?

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

9 — Найдите себе собеседника

Найти собеседника, для которого русский язык был бы родным не так тяжело. Можно воспользоваться социальными сетями, но, если Вы находитесь в русскоговорящей стране, обязательно найдите кого-то, с кем можно проводить время. Это не только поможет завести новую дружбу, но и поможет Вам быстрее втянуться в изучение языка.

Главное помните, если Ваша цель язык, то не стоит забывать о необходимости записывать и запоминать все новое. Анализируйте каждый раз Ваши встречи, учите новые слова и выражения. Таким образом с каждым последующим «занятием» Вы будете чувствовать себя увереннее, а значит и будете готовы к более сложным вещам.

Выводы

Рассуждая логически, можно сделать вывод, что определенные виды грамотности человек может развивать лишь в системе образования. И предлагаемые классификации вполне способны стать основой рассмотрения вопроса о создании единого стандарта грамотности, которым мог бы воспользоваться каждый человек.

Здесь важно принять во внимание, что в настоящее время во многих странах не только существуют, но уже и тестируются конкретные индикаторы как общей, так и функциональной грамотности людей. Как правило, исследуются три области:

  • работа с печатными текстами;
  • работа с документацией (в том числе и заполнение разных анкет, опросников, счетов и т.п.);
  • работа с числами (понимание и интерпретация численных данных, например, расписаний, прайс-листов, прогнозов погоды, сроков годности, дозировок лекарств и т.п.)

При тестировании в каждой области уровни грамотности варьируются от 1 до 5. На низшем уровне от человека требуется только распознавать и идентифицировать информацию, а на высшем – анализировать ее и синтезировать с заданными информационными объектами.

Но одним из наиболее масштабных и выдающихся исследований грамотности взрослого населения до сих пор считается исследование 1994-95 гг., проведенное OECD (Организация по международному сотрудничеству и развитию) и UIE (Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге). Оно проводилось в 12 государствах, а участвовало в нем от 2062 (Германия) до 9302 (Австралия) человек; всего же участие приняли 47 560 человек.

Результаты исследования стали эмпирической базой для последующих монографий на тему грамотности, созданных в течение последних пяти лет, и разработки инновационных подходов к организации непрерывного образования. Но по большей части все это касается, к сожалению, других стран.

В России единый национальный стандарт грамотности по сей день является одной из самых насущных потребностей, хотя, конечно же, практически ежегодно проводятся различные исследования на тему грамотности населения (некоторые интересные данные на эту тему мы приводим в статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»).

Проводимые исследования и другие мероприятия в области исследования грамотности наглядно показывают, как обстоит ситуация с грамотностью в нашей стране. Результаты же их говорят о том, что россияне достаточно образованные и грамотные люди, но потребность в повышении уровня грамотности все же существует.

Что же касается видов грамотности, рассмотренных в нашей статье, то каждый из нас должен стремиться к развитию и общей грамотности, и функциональной, и методологической, и других ее видов, причем заниматься повышением своей грамотности мы должны самостоятельно. Лишь это позволит нам быть по-настоящему грамотными людьми

Если же вы не совсем понимаете, зачем это нужно, советуем почитать статью «Почему важно быть грамотным»

А с методами повышения уровня грамотности вы можете познакомиться в статье «Как быстро повысить уровень грамотности». Мы искренне надеемся, что данный вопрос представляет для вас интерес, ведь в противном случае мы бы и не встретились на страницах 4brain, согласны? Так что желаем вам всестороннего развития и быть грамотными, как мы и говорили в начале статьи, по всем фронтам, а виды грамотности пусть указывают вам правильное направление для работы над собой.

До встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector