Виды мышления и их характеристика: таблица. общая характеристика мышления

Содержание:

Способ 5: Зарядить телефон без зарядки, используя телефон X-life

Некоторые кнопочные телефоны обладают функцией X-life, благодаря которой подобный телефон можно использовать для зарядки смартфона или иного мобильного гаджета. Телефоны X-life обладают большим запасом емкости аккумулятора и достаточно дешевы. Пример подобных телефонов можно посмотреть в нашем каталоге.

Если Вам интересно, то Вы можете ознакомиться со статьей .

Основные свойства

Мы видим только то, что лично мы видим в каждой конкретной ситуации. Это — заслуга мышления, а оно у каждого — свое, неповторимое. Единственное, что, пожалуй, одинаково у всех здравомыслящих, это – свойства мышления. В психологии выделяется семь основных направлений, по которым идут наши мысли.

  1. Целенаправленность. У каждого мыслительного процесса есть конечная цель. Мы всегда пытаемся найти ответ на любой поставленный вопрос. И вовсе не всегда это должен быть вопрос «жизни и смерти».
  2. Логичность. Даже женская логика, вопреки шуткам и анекдотам, есть всегда. Разумеется, она не всегда верная, понятная окружающим, но она, тем не менее, присутствует в мыслительном процессе.
  3. Развитость. Неразвитое мышление свойственно малышам и людям с психическими отклонениями. Люди с неразвитым мышлением вполне счастливы, если удовлетворяют их примитивные естественные потребности — в пище, сне.
  4. Способность формировать понятия. Сравнить и охарактеризовать явление, вещь, ситуацию – это обязательное свойство человеческого мышления.
  5. Мышление не способно быть объективным. В этот процесс всегда вмешиваются чувства и переживания конкретного человека. Поэтому и говорить о том, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет, не приходится. По-своему правильным образом мыслят все.
  6. Позитивность/негативность. У одних все исключительно в белом цвете, у других – в черном, все зависит от того, как человек относится к происходящему вокруг. Одни способны даже в самой сложной и неприятной ситуации найти положительные эмоции. Другие и на собственной свадьбе целенаправленно ищут подвох.
  7. Направленность во времени, линейность. Одни смотрят только вперед, другие то и дело осматриваются назад. Если первые размышляют, как выйти из конкретной сложившейся ситуации, вторые пытаются понять – почему это произошло, и что ими было сделано не так.

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Методы диагностики и способы исследования

Имеются методы диагностики для всех возрастов с использованием разнообразных методик. Методики для детей младшего школьного возраста:

  • «Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению.
  • «Простые аналогии» Цель: исследование гибкости мышления.
  • «Нелепица» Цель: оценка образных представлений и умения строить логические связи.
  1. Методика «Выделение существенных признаков» используется для работы с подростками и взрослыми. Цель: исследование способностей выделять главные признаки и отличать их от второстепенных.
  2. Распространенная методика для детей и взрослых – «Матрицы Дж.Равена». Цель: Изучение логичности мышления.

Соколов Валентин

Непревзойденный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый венец творения хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть с целью себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Оттого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заглянуть на огонек «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, годится сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, в чем дело? находится за гранью понимания. Со временем люди сумели сковать все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания

И нонче это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу преобразить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых блистает своим отсутствием отрицательных последствий

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света неужели Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует напоминание к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «пристраиваться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, ознакомиться ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более подробно познакомиться с ней и понять, как она работает.

Денежная не житье также не заставит себя долго ждать, если регулярно подводить свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну изо купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить для нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта пропуск притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как заработок приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего (бог) велел быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и закругляйтесь именно таким, каким родилось в воображении.

Отзывы и комментарии

Методика выявления

Ригидность мышления психологи выявляют в ходе беседы. Индивиды с его высокой степенью тяжело переключаются на другую тему. Им сложно поддерживать контакт. Ригидным людям нужна чёткая постановка вопроса, на который звучит конкретный ответ без соскальзывания с темы. Фразы произносят медленно, потому что мысленно анализируют все сведения. Их ответы логически обоснованы.

Путём тестирования получают наличие характерных для ригидной личности свойств:

  • длительность сохранения ощущения от любого стимула;
  • продолжительное переживание давно прошедших событий;
  • проблемы при пересмотре привычных двигательных действий;
  • неготовность к переменам для достижения какой-либо цели;
  • навязчивость представлений.

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач

Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем

Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Дивергентное и конвергентное мышление

Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.

Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.

Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.

Типы логических операций

Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.

Сравнение

При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:

  • что может быть общего между объектами;
  • чем они отличаются друг от друга.

В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.

Абстракция

Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.

Обобщение

Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.

Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.

Анализ

При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.

Синтез

При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.

Левашов Ремир Петрович

Признаки мышления

Виды мышления:

Мышление – это особого рода деятельность,
имеющая свою структуру и виды.

В науке известны многочисленные виды
мышления. Единой классификации не
существует.

  1. по характеру решаемых задач:

    1. теоретическое: понятийное(словесно-логическое),
      образное

    2. практическое: наглядно-образное и
      наглядно-действенное

  2. по степени развернутости и осознанности
    дискурсивное иинтуитивное;

  3. по степени новизны и оригинальности —
    репродуктивное и продуктивное
    (творческое);

  4. по числу участников — индивидуальное
    и коллективное мышление.

  1. По характеру решаемых задач:

  1. Мышление теоретическое— вид
    мышления, направленный в основном на
    нахождение общих закономерностей. Это
    мышление ученых, оно меньше связано с
    практикой.

  1. Понятийное мышление – это такое
    мышление, в котором используются
    определенные понятия. При этом, решая
    те или иные умственные задачи, человек
    не обращается к поиску с помощью
    специальных методов какой-либо новой
    информации, а использует готовые знания,
    полученные другими людьми и выраженными
    в форме понятий, суждений, умозаключений.

  2. Образное мышление – это вид мыслительного
    процесса, в котором используются образы.
    Эти образы извлекаются непосредственно
    из памяти или воссоздаются воображением.
    В ходе решения мыслительных задач
    соответствующие образы мысленно
    преобразуются так, что в результате
    манипулирования ими можно найти решение
    интересующей задачи.

Однако хотя понятийное и образное
мышление являются разновидностями
теоретического мышления, они находятся
в постоянном взаимодействии. Они
дополняют друг друга, раскрывая перед
нами различные стороны бытия. Понятийное
мышление дает наиболее точное и обобщенное
отражение действительности, но это
отражение абстрактно. В свою очередь,
образное мышление позволяет получить
конкретное субъективное отражение
окружающей нас действительности. Таким
образом, понятийное и образное мышление
дополняют друг друга и обеспечивают
глубокое и разностороннее отражение
действительности.

  1. Мышление практическое— вид мышления,
    направленный на решение практических
    задач.

  1. По степени развернутости и осознанности

  1. Мышление дискурсивное — аналитическое,
    развернутое во времени, поэтапноеи значительно осознанное.

  2. Мышление интуитивное — вид мышления,
    характеризующийся свернутостью,
    одномоментностью, протеканием без
    этапов. Основными
    характеристиками интуитивного мышления
    являются, напротив, быстрота
    протекания, отсутствие явно выраженных
    этапов и минимальная осознанность
    .
    Таким образом, для их сравнения
    используются три признака: временной
    (время протекания процесса), структурный
    (членение на этапы), степень осознанности
    протекания.

Интуиция — способность находить быстро
верное решение задачи и ориентироваться
в сложных жизненных ситуациях, а также
предвидеть ход событий.

  1. По степени новизны и оригинальности

  1. Мышление репродуктивное — вид мышления,
    который выражается в способности
    воспроизводить способы решения задач
    после обучения или по образцу.
    Репродуктивное мышление характеризуется
    применением готовых знаний и умений.

  2. Мышление творческое (продуктивное) —
    вид мышления, связанный с созданием
    или открытием чего-либо нового. Это
    способность решать нестандартные
    задачи, проблемы, находить новые способы
    мышления (эвристики).

Продуктивное мышление направлено на
создание нового способа решения той
или иной задачи или усовершенствование
уже существующего способа.

  1. По числу участников:

  1. Мышление индивидуальное — мышление
    отдельного индивида.

  2. Мышление коллективное — мышление группы
    людей при решении проблем и задач.

Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

  • Формулировка вопроса
  • Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
  • Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

  • опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
  • личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
  • обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
  • опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
  • социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
  • словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

  • Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
  • Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
  • Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

  • индукция — от частного к общему;
  • дедукция — от общего к частному;
  • анализ — разложение целого на составные части;
  • синтез — сбор составных частей в общую картину;
  • сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

  • Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
  • Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
  • Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Итоги

В заключении вспомним ключевые моменты статьи:

  1. Образ мышления создаётся нашими привычками воспринимать мир. К его изменению приводят новые знания и навыки. Пока есть силы для познания нового, есть и шансы изменить стереотипы.
  2. Успешный человек воспринимает неудачи как опыт, недостаток ресурсов – как позитивную вещь, нежелание действовать – как жалость к себе.
  3. Изложенные модели мышления объединены желанием достичь цели. Нет цели – нет движения – нет прогресса. Планируйте время и распределяйте те ресурсы, которые есть.
  4. Успешными не рождаются, успешными становятся.

В каком бы направлении вы не двигались, если что-то не устраивает вас в вашей жизни, то нужно менять образ мышления. Это позволяет познать окружающий мир и себя самого. Развитию осознанных мыслей посвящено множество статей в интернете, в том числе на сайте ТренерМозга. Эти тренировки сродни физическим нагрузкам спортсменов. Но пройдя этот путь, изменив стереотипный ход мыслей, вы испытаете гордость за себя и свою жизнь.

Читайте далее:

Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь

Как изменить мышление бедности на мышление богатства

Ассоциативное мышление: его особенности и влияние на человека

Как развить тактическое мышление: 9 способов

Структурное мышление: суть, преимущества и способы его развития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector