Ascii, символы: описание, таблица кодов и виды
Содержание:
- UTF-8
- Стандарт ASCII
- Задания[править]
- Анимированные изображения ASCII
- Кодировки стандарта ASCII[править]
- Переход к Unicode
- Этимология имен Аск и Эмбла
- Наследие и мерчендайзинг
- Проблемы ASCII
- Использует
- Ссылки
- ASCII таблица кодов символов Windows (Win-1251)
- ASCII таблица кодов символов Windows. Описание специальных (управляющих) символов
- Имя
- 7. Проблемы таргетинга в социальных сетях
- Подводные камни при таком подходе
- ASCII символы. Передача данных
- 1251 – кодовая страница Windows
- 866 – кодовая страница DOS
- Кодировка UNICODE
- Национальные варианты ASCII
- Представление ASCII в ЭВМ
UTF-8
Впервые кодировка UTF-8 была официально представлена на конференции USENIX в Сан Диего в январе 1993. От других мультибайтных кодировок ее отличала полная совместимость с ASCII: все символы ASCII в UTF-8 кодируются 7 битами. Каждый символ кодировки, отличный от ASCII, состоит из ведущего байта, указывающего длину последовательности, и одного или нескольких продолжающих байт. Такой принцип позволяет определить длину последовательности только по первому байту. Коды символов ASCII, ведущих и продолжающих байт не пересекаются, что позволяет легко найти начало последовательности простым откатом назад максимум на пять байт.
В ноябре 2003 года стандартом RFC-3629 максимальная длина последовательности UTF-8 была ограничена четырьмя байтами, однако потенциально UTF-8 позволяет использовать последовательности вплоть до шести байт.
Принцип кодирования
У всех однобайтных символов старший бит кода установлен в и полностью совпадает с кодом символа в ASCII:
У всех многобайтных последовательностей ведущий байт начинается с двух и более единиц в старших битах. Количество единиц ведущего байта соответствует длине мультибайтной последовательности. Все продолжающие байты начинаются с в двух старших битах. Все неиспользуемые схемой кодирования биты мультибайтных последовательностей используются для кодирования символов:
Такой подход создает несколько символьных диапазонов разной величины. Первый диапазон использует 7 бит и кодирует до 128 символов. Второй диапазон использует 11 бит и кодирует до 2 048 символов. Третий и четвертый диапазоны используют 16 бит и 21 бит соответственно и позволяют кодировать до 65 536 и 2 097 152 соответственно. В сумме все четыре диапазона значений позволяют кодировать до 2 164 864 символов.
Кодировка UTF-8 является универсальной и имеет внушительный резерв на будущее. Это делает ее наиболее удобной кодировкой для использования в интернете.
Стандарт ASCII
ASCII (American Standart Code for Inmormation Interchange) — американский стандартный код для обмена информацией. Каждый символ ASCII имеет 7 битов, поэтому максимальное число символов — 128 (таблица 1). Коды от 0 до 1F являются управляющими символами, которые не печатаются. Множество непечатных символов ASCII нужны для передачи данных. К примеру послание может состоять из символа начала заголовка SOH, самого заголовка и символа начала текста STX, самого текста и символа конца текста ETX, и символ конца передачи EOT. Однако данные по сети передаются в пакетах, которые сами отвечают за начало передачи и конец. Так что непечатные символы почти не используются.
Таблица 1 — таблица кодов ASCII
Число | Команда | Значение | Число | Команда | Значение |
---|---|---|---|---|---|
NUL | Пустой указатель | 10 | DLE | Выход из системы передачи | |
1 | SOH | начало заголовка | 11 | DC1 | Управление устройством |
2 | STX | Начало текста | 12 | DC2 | Управление устройством |
3 | ETX | Конец текста | 13 | DC3 | Управление устройством |
4 | EOT | Конец передачи | 14 | DC4 | Управление устройством |
5 | ACK | Запрос | 15 | NAK | Неподтверждение приема |
6 | BEL | Подтверждение приема | 16 | SYN | Простой |
7 | BS | Символ звонка | 17 | ETB | Конец блока передачи |
8 | HT | Отступ назад | 18 | CAN | Отмета |
9 | LF | Горизонтальная табуляция | 19 | EM | Конец носителя |
A | VT | Перевод строки | 1A | SUB | Подстрочный индекс |
B | FF | Вертикальная табуляция | 1B | ESC | Выход |
C | CR | Перевод страницы | 1C | FS | Разделитель файлов |
D | SO | Возврат каретки | 1D | GS | Разделитель группы |
E | SI | Переключение на дополнительный регистр | 1E | RS | Разделитель записи |
SI | Переключение на стандартный регистр | 1F | US | Разделитель модуля |
Число | Символ | Число | Символ | Число | Символ | Число | Символ | Число | Символ | Число | Символ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
20 | пробел | 30 | 40 | @ | 50 | P | 60 | . | 70 | p | |
21 | ! | 31 | 1 | 41 | A | 51 | Q | 61 | a | 71 | q |
22 | ‘ | 32 | 2 | 42 | B | 52 | R | 62 | b | 72 | r |
23 | # | 33 | 3 | 43 | C | 53 | S | 63 | c | 73 | s |
24 | φ | 34 | 4 | 44 | D | 54 | T | 64 | d | 74 | t |
25 | % | 35 | 5 | 45 | E | 55 | И | 65 | e | 75 | и |
26 | & | 36 | 6 | 46 | F | 56 | V | 66 | f | 76 | v |
27 | ‘ | 37 | 7 | 47 | G | 57 | W | 67 | g | 77 | w |
28 | ( | 38 | 8 | 48 | H | 58 | X | 68 | h | 78 | x |
29 | ) | 39 | 9 | 49 | I | 59 | Y | 69 | i | 70 | y |
2A | ‘ | 3A | ; | 4A | J | 5A | Z | 6A | j | 7A | z |
2B | + | 3B | ; | 4B | K | 5B | 6B | k | 7B | { | |
2C | ‘ | 3C | < | 4C | L | 5C | \ | 6C | l | 7C | | |
2D | — | 3D | = | 4D | M | 5D | 6D | m | 7D | } | |
2E | 3E | > | 4E | N | 5E | — | 6E | n | 7E | ~ | |
2F | 3F | g | 4F | O | 5F | _ | 6F | o | 7F | DEL |
Задания[править]
Проверьте работу программы вводом строки В коде ASCII, выводом программы окажется (где 10 — управляющий код разрыва строки.)
Введите строку . В зависимости от системы и ее настроек (так называемой локали), вывод может содержать 8 (при использовании однобайтных кириллических кодировок) или 14 кодов (UTF-8).
Изучите коды, формируемые такими клавишами и сочетаниями, как ESC, F5, ↑, Alt-x, Control-r.
Исследуйте работу программы на «нетекстовых» потоках небольшого (до примерно 500 байт) объема — изображениях (, ), упакованных файлах (, ) и др. Попробуйте установить закономерности
(Указание: обратите внимание на значения первых пяти—десяти кодов.)
вариант программы разрывает () выходные строки по границам входных. Реализуйте также разрыв выходных строк по достижению определенного количества выведенных в одной строке кодов (например, каждые 16.)
Разработайте варианты программы, выводящие считанные коды в шестнадцатиричном и восьмеричном представлениях
(Указание: воспользуйтесь материалом раздела Скалярные типы.)
Напишите программу, которая печатает все символы и их ASCII-коды.
Попробуйте напечатать как символ число больше 255. Что получается?
Ознакомьтесь с описанием программы в стандарте POSIX и в документации к пакету GNU Coreutils.
Анимированные изображения ASCII
Анимация ASCII началась в 1970 году с так называемых анимаций VT100, созданных на терминалах VT100 . Эти анимации были просто текстом с инструкциями по перемещению курсора, с удалением и стиранием символов, необходимых для отображения анимации. Обычно они представляли собой долгий ручной процесс, выполняемый одним человеком, чтобы рассказать историю.
Современный веб-браузер снова оживил анимированное искусство ASCII. Стало возможным отображать анимированные изображения ASCII с помощью апплетов JavaScript или Java . Статические изображения ASCII загружаются и отображаются одно за другим, создавая анимацию, очень похожую на то, как кинопроекторы разворачивают пленку и проецируют отдельные изображения на большой экран в кинотеатрах. Так родился новый термин: « ASCIIutation » — еще одно название анимированного ASCII-арта . Основополагающей работой на этой арене является ASCII показ по « Звездным войнам» . Более сложные процедуры в JavaScript генерировать более сложное ASCIImations показывающих эффекты , такие как морфинг эффекты, поля звезды эмуляция, выцветание эффектов и расчетные изображения, такие как Мандельброт анимация.
Сейчас существует множество инструментов и программ, которые могут преобразовывать растровые изображения в текстовые символы; некоторые из этих инструментов могут работать с потоковым видео. Например, видеоклип на песню американского певца Бека » Black Tambourine » полностью состоит из символов ASCII, которые приблизительно соответствуют исходной видеозаписи. VLC , программное обеспечение для медиаплеера, может отображать любое видео в цветном ASCII через модуль libcaca .
Кодировки стандарта ASCII[править]
Определение: |
ASCII — таблицы кодировок, в которых содержатся основные символы (английский алфавит, цифры, знаки препинания, символы национальных алфавитов(свои для каждого региона), служебные символы) и длина кода каждого символа бит. |
бит:
ASCII7 — первая кодировка, пригодная для работы с текстом. Помимо маленьких букв английского алфавита и служебных символов, содержит большие буквы английского языка, цифры, знаки препинания и другие символы.
Кодировки стандарта ASCII ( бит):
- ASCII — первая кодировка, в которой стало возможно использовать символы национальных алфавитов.
- КОИ8-R — первая русская кодировка. Символы кириллицы расположены не в алфавитном порядке. Их разместили в верхнюю половину таблицы так, чтобы позиции кириллических символов соответствовали их фонетическим аналогам в английском алфавите. Это значит, что даже при потере старшего бита каждого символа, например, при проходе через устаревший семибитный модем, текст остается «читаемым».
- CP866 — русская кодировка, использовавшаяся на компьютерах IBM в системе DOS.
- Windows-1251 — русская кодировка, использовавшаяся в русскоязычных версиях операционной системы Windows в начале 90-х годов. Кириллические символы идут в алфавитном порядке. Содержит все символы, встречающиеся в типографике обычного текста (кроме знака ударения).
Структурные свойства таблицыправить
- Цифры 0-9 представляются своими двоичными значениями (например, ), перед которыми стоит . Таким образом, двоично-десятичные числа (BCD) превращаются в ASCII-строку с помощью простого добавления слева к каждому двоично-десятичному полубайту.
- Буквы A-Z верхнего и нижнего регистров различаются в своём представлении только одним битом, что упрощает преобразование регистра и проверку на диапазон. Буквы представляются своими порядковыми номерами в алфавите, записанными в двоичной системе счисления, перед которыми стоит (для букв верхнего регистра) или (для букв нижнего регистра).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
NUL | SOH | STX | ETX | EOT | ENQ | ACK | BEL | BS | TAB | LF | VT | FF | CR | SO | SI | |
1 | DLE | DC1 | DC2 | DC3 | DC4 | NAK | SYN | ETB | CAN | EM | SUB | ESC | FS | GS | RS | US |
2 | ! | » | # | $ | % | & | ‘ | ( | ) | * | + | , | — | . | ||
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ; | < | = | > | ? | ||
4 | @ | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O |
5 | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | \ | ^ | _ | ||
6 | ` | a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
7 | p | q | r | s | t | u | v | w | x | y | z | { | | | } | ~ | DEL |
Переход к Unicode
Развитие интернета, увеличение количества компьютеров и удешевление памяти привели к тому, что проблемы, которые доставляла путаница в кодировках, стали перевешивать некоторую экономию памяти. Особенно ярко это проявлялось в интернете, когда текст написанный на одном компьютере должен был корректно отображаться на многих других устройствах. Это доставляло огромные проблемы как программистам, которые должны были решать какую кодировку использовать, так и конечным пользователям, которые не могли получить доступ к интересующим их текстам.
В результате в октябре 1991 года появилась первая версия одной общей таблицы символов, названной Unicode. Она включала в себя на тот момент 7161 различный символ из 24 письменностей мира.
В Unicode постепенно добавлялись новые языки и символы. Например, в версию 1.0.1 в середине 1992 года добавили более 20 000 идеограмм китайского, японского и корейского языков. В актуальной на текущий момент версии содержится уже более 143 000 символов.
Этимология имен Аск и Эмбла
С древнескандинавского Аск («Askr») переводится как «ясень», перевод имени Эмбла («Embla») не столь однозначен. Есть две наиболее распространенные интерпретации. Согласно первой «Embla» выступает производной формой от «Elm-la» или «Almilōn», обе происходят от «almr», что значит «вяз» («elm» в современном английском).
Согласно другой версии, изначальной формой является «ambilō», что переводится как «виноградная лоза». Теоретически слово может быть связано с греческим «ἄμπελος» («ámpelos»), что в переводе также означает «лоза» или «лиана». Обе версии подробно рассмотрены в монографии Р. Симека «Словарь северной мифологии».
Б. Торп в своем анализе «Старшей Эдды», ссылаясь на Я. Гримма, утверждает, что имя Эмбла происходит от форм «amr», «ambr», «aml», «ambl», которые в любом контексте могут быть переведены как «усердный труд». Слово «Embla» таким образом может быть переведено как «занятая женщина». Там же Б. Торп проводит аналогию с Машьей и Машьяной из персидской мифологии, где первые люди также были созданы из деревьев.
Наследие и мерчендайзинг
Mercedes-Benz вдохновлен Eva-02 и Asuka
Персонаж Аски использовался для создания нескольких товаров, таких как фигурки в натуральную величину, различные фигурки, гитары, одежда и нижнее белье, некоторые из которых были немедленно распроданы. Ее фигурки также были очень успешными, что значительно увеличило доход франшизы Neon Genesis Evangelion . По словам японского писателя Кадзухиса Фуджи, рисунки Аски стали настолько популярными, что их уже не хватило, и они были снова выставлены на продажу со вторым изданием. В 2008 году БРОККОЛИ выпустила видеоигру под названием Shin Seiki Evangelion: Аянами IKUSEI Keikaku с Asuka Hokan Keikaku (新世紀エヴァンゲリオン綾波育成計画сアスカ補完計画, лит «Neon Genesis Evangelion: Аянами Поднятие проекта с Asuka ДОПОЛНЯЮЩИМ проекта» ) , в котором Игрок берет на себя заботу об Аске и Рей Аянами.
Аска появилась в нескольких видеоигр , основанных на оригинальных анимационные сериях и медиа , не имеющих отношения к франшизе Evangelion, в том числе монстра удар , Super Robot Wars , Сказок Zestiria , головоломки & Dragons , Keri HiME конфет , Призывает совет , Puyopuyo !! Квест и в официальном переходном эпизоде Shinkansen Henkei Robo Shinkalion . Некоторые японские знаменитости изображали ее во время концертов или туров, в том числе Саки Инагаки, Харука Симадзаки и певица Хирона Мурата. В 2019 году Лай Пинь-ю, член Тайваньской демократической прогрессивной партии и депутата Законодательного юаня, провела множество предвыборных митингов с косплеем Аски, получив большую популярность. Персонаж Аски был упомянут и пародирован Excel из Excel Saga, а некоторые из ее эстетических и характерных черт вдохновили других женских персонажей, в том числе Май Шибамуру из Gunparade March , Мичиру Кинушима из Plastic Memories и D.Va из серии игр Overwatch . Японская группа L’Arc-en-Ciel также черпала вдохновение у Аски для песни Anata . В 1997 году Аска было самым популярным именем для новорожденных девочек в Японии.
Проблемы ASCII
Поскольку количество элементов даже в расширенной таблице не превышало 256, возможность вмещения в одну кодировку нескольких различных письменностей отсутствовала. В 90-е годы в Рунете появилась проблема «крокозябр», когда тексты, набранные русскими символами ASCII, отображались некорректно.
Проблема заключалась в несоответствии кодов различных вариантов ASCII друг другу. Вспомним, что на позициях 128-255 могли располагаться различные знаки, и при смене одной кириллической кодировки на другую все буквы текста заменялись на другие, имеющие идентичный номер в другой версии кодировки.
Использует
Танк и грузовик, сделанные с использованием ASCII-арта
«Рофлкоптер» как пример анимированного ASCII-арта
Искусство ASCII используется везде, где текст может быть легче напечатан или передан, чем графика, или в некоторых случаях, когда передача изображений невозможна. Сюда входят пишущие машинки, телепринтеры , неграфические компьютерные терминалы , разделители принтеров , в ранних компьютерных сетях (например, BBS ), электронной почте и новостных сообщениях Usenet . Искусство ASCII также используется в исходном коде компьютерных программ для представления логотипов компании или продукта, управления потоком или других диаграмм. В некоторых случаях весь исходный код программы представляет собой часть искусства ASCII — например, запись в одном из более ранних международных конкурсов обфусцированного кода C представляет собой программу, которая складывает числа, но визуально выглядит как двоичный сумматор, нарисованный в логике. порты.
Некоторые архивы электронных схем представляют схемы с использованием ASCII art.
Примеры искусства в стиле ASCII, предшествовавшего современной компьютерной эре, можно найти в выпусках Popular Mechanics за июнь 1939 года, июль 1948 года и октябрь 1948 года.
Ранние компьютерные игры, в которые играли на терминалах, часто использовали искусство ASCII для имитации графики, в первую очередь жанр roguelike, использующий искусство ASCII для визуального представления подземелий и монстров внутри них. «0verkill» — это многопользовательский шутер на платформе 2D, полностью выполненный в цветном формате ASCII. MPlayer и VLC media player могут отображать видео как искусство ASCII через библиотеку AAlib . ASCII-арт используется при создании игр ZZT на основе DOS .
Многие руководства по прохождению игры входят в состав базового файла .txt; этот файл часто содержит название игры в формате ASCII. Как показано ниже, word art создается с использованием обратной косой черты и других значений ASCII для создания иллюзии трехмерности.
Ссылки
Кодировки символов | ||
---|---|---|
Основы | алфавит • текст (файл • данные) • набор символов • конверсия | |
Исторические кодировки | Докомп.: | семафорная (Макарова) • Морзе • Бодо • МТК-2 |
Комп.: | 6-битная • УПП • RADIX-50 • EBCDIC (ДКОИ-8) • КОИ-7 • ISO 646 | |
современное8-битноепредставление | символы | ASCII (управляющие • печатные) • не-ASCII (псевдографика) |
8-битные код.стр. | Кириллица: КОИ-8 • Основная кодировка • MacCyrillic | |
ISO 8859 | 1 (лат.) • • • • 5 (кир.) • • • • • • • • • • 15 (€) • | |
Windows | • 1251 (кир.) • • • • • • • • WGL4 | |
IBM & DOS | • • • • 866 «альт.» • МИК | |
Многобайтные | Традиционные | DBCS (GB2312) • HTML |
Unicode | UTF-32 • UTF-16 • UTF-8 • список символов (кириллица) | |
Связанные темы | интерфейс пользователя • раскладка клавиатуры • локаль • перевод строки • шрифт • транслит • нестандартные шрифты | |
Утилиты | iconv • recode |
ASCII таблица кодов символов Windows (Win-1251)
Dec | Hex | Символ | Dec | Hex | Символ | |
000 | 00 | спец. NOP | 128 | 80 | Ђ | |
001 | 01 | спец. SOH | 129 | 81 | Ѓ | |
002 | 02 | спец. STX | 130 | 82 | ‚ | |
003 | 03 | спец. ETX | 131 | 83 | ѓ | |
004 | 04 | спец. EOT | 132 | 84 | „ | |
005 | 05 | спец. ENQ | 133 | 85 | … | |
006 | 06 | спец. ACK | 134 | 86 | † | |
007 | 07 | спец. BEL | 135 | 87 | ‡ | |
008 | 08 | спец. BS | 136 | 88 | € | |
009 | 09 | спец. TAB | 137 | 89 | ‰ | |
010 | 0A | спец. LF | 138 | 8A | Љ | |
011 | 0B | спец. VT | 139 | 8B | ‹ ‹ | |
012 | 0C | спец. FF | 140 | 8C | Њ | |
013 | 0D | спец. CR | 141 | 8D | Ќ | |
014 | 0E | спец. SO | 142 | 8E | Ћ | |
015 | 0F | спец. SI | 143 | 8F | Џ | |
016 | 10 | спец. DLE | 144 | 90 | ђ | |
017 | 11 | спец. DC1 | 145 | 91 | ‘ | |
018 | 12 | спец. DC2 | 146 | 92 | ’ | |
019 | 13 | спец. DC3 | 147 | 93 | “ | |
020 | 14 | спец. DC4 | 148 | 94 | ” | |
021 | 15 | спец. NAK | 149 | 95 | • | |
022 | 16 | спец. SYN | 150 | 96 | – | |
023 | 17 | спец. ETB | 151 | 97 | — | |
024 | 18 | спец. CAN | 152 | 98 | ||
025 | 19 | спец. EM | 153 | 99 | ||
026 | 1A | спец. SUB | 154 | 9A | љ | |
027 | 1B | спец. ESC | 155 | 9B | › | |
028 | 1C | спец. FS | 156 | 9C | њ | |
029 | 1D | спец. GS | 157 | 9D | ќ | |
030 | 1E | спец. RS | 158 | 9E | ћ | |
031 | 1F | спец. US | 159 | 9F | џ | |
032 | 20 | сцеп. SP (Пробел) | 160 | A0 | ||
033 | 21 | ! | 161 | A1 | Ў | |
034 | 22 | « | 162 | A2 | ў | |
035 | 23 | # | 163 | A3 | Ћ | |
036 | 24 | $ | 164 | A4 | ¤ | |
037 | 25 | % | 165 | A5 | Ґ | |
038 | 26 | & | 166 | A6 | ¦ | |
039 | 27 | ‘ | 167 | A7 | § | |
040 | 28 | ( | 168 | A8 | Ё | |
041 | 29 | ) | 169 | A9 | ||
042 | 2A | * | 170 | AA | Є | |
043 | 2B | + | 171 | AB | ||
044 | 2C | , | 172 | AC | ¬ | |
045 | 2D | — | 173 | AD | | |
046 | 2E | . | 174 | AE | ||
047 | 2F | 175 | AF | Ї | ||
048 | 30 | 176 | B0 | ° | ||
049 | 31 | 1 | 177 | B1 | ± | |
050 | 32 | 2 | 178 | B2 | І | |
051 | 33 | 3 | 179 | B3 | і | |
052 | 34 | 4 | 180 | B4 | ґ | |
053 | 35 | 5 | 181 | B5 | µ | |
054 | 36 | 6 | 182 | B6 | ¶ | |
055 | 37 | 7 | 183 | B7 | · | |
056 | 38 | 8 | 184 | B8 | ё | |
057 | 39 | 9 | 185 | B9 | № | |
058 | 3A | 186 | BA | є | ||
059 | 3B | ; | 187 | BB | ||
060 | 3C | < | 188 | BC | ј | |
061 | 3D | = | 189 | BD | Ѕ | |
062 | 3E | > | 190 | BE | ѕ | |
063 | 3F | ? | 191 | BF | ї | |
064 | 40 | @ | 192 | C0 | А | |
065 | 41 | A | 193 | C1 | Б | |
066 | 42 | B | 194 | C2 | В | |
067 | 43 | C | 195 | C3 | Г | |
068 | 44 | D | 196 | C4 | Д | |
069 | 45 | E | 197 | C5 | Е | |
070 | 46 | F | 198 | C6 | Ж | |
071 | 47 | G | 199 | C7 | З | |
072 | 48 | H | 200 | C8 | И | |
073 | 49 | I | 201 | C9 | Й | |
074 | 4A | J | 202 | CA | К | |
075 | 4B | K | 203 | CB | Л | |
076 | 4C | L | 204 | CC | М | |
077 | 4D | M | 205 | CD | Н | |
078 | 4E | N | 206 | CE | О | |
079 | 4F | O | 207 | CF | П | |
080 | 50 | P | 208 | D0 | Р | |
081 | 51 | Q | 209 | D1 | С | |
082 | 52 | R | 210 | D2 | Т | |
083 | 53 | S | 211 | D3 | У | |
084 | 54 | T | 212 | D4 | Ф | |
085 | 55 | U | 213 | D5 | Х | |
086 | 56 | V | 214 | D6 | Ц | |
087 | 57 | W | 215 | D7 | Ч | |
088 | 58 | X | 216 | D8 | Ш | |
089 | 59 | Y | 217 | D9 | Щ | |
090 | 5A | Z | 218 | DA | Ъ | |
091 | 5B | 219 | DB | Ы | ||
092 | 5C | \ | 220 | DC | Ь | |
093 | 5D | 221 | DD | Э | ||
094 | 5E | ^ | 222 | DE | Ю | |
095 | 5F | _ | 223 | DF | Я | |
096 | 60 | ` | 224 | E0 | а | |
097 | 61 | a | 225 | E1 | б | |
098 | 62 | b | 226 | E2 | в | |
099 | 63 | c | 227 | E3 | г | |
100 | 64 | d | 228 | E4 | д | |
101 | 65 | e | 229 | E5 | е | |
102 | 66 | f | 230 | E6 | ж | |
103 | 67 | g | 231 | E7 | з | |
104 | 68 | h | 232 | E8 | и | |
105 | 69 | i | 233 | E9 | й | |
106 | 6A | j | 234 | EA | к | |
107 | 6B | k | 235 | EB | л | |
108 | 6C | l | 236 | EC | м | |
109 | 6D | m | 237 | ED | н | |
110 | 6E | n | 238 | EE | о | |
111 | 6F | o | 239 | EF | п | |
112 | 70 | p | 240 | F0 | р | |
113 | 71 | q | 241 | F1 | с | |
114 | 72 | r | 242 | F2 | т | |
115 | 73 | s | 243 | F3 | у | |
116 | 74 | t | 244 | F4 | ф | |
117 | 75 | u | 245 | F5 | х | |
118 | 76 | v | 246 | F6 | ц | |
119 | 77 | w | 247 | F7 | ч | |
120 | 78 | x | 248 | F8 | ш | |
121 | 79 | y | 249 | F9 | щ | |
122 | 7A | z | 250 | FA | ъ | |
123 | 7B | { | 251 | FB | ы | |
124 | 7C | | | 252 | FC | ь | |
125 | 7D | } | 253 | FD | э | |
126 | 7E | ~ | 254 | FE | ю | |
127 | 7F | Спец. DEL | 255 | FF | я |
ASCII таблица кодов символов Windows. Описание специальных (управляющих) символов
Следует отметить, что первоначально управляющие символы таблицы ASCII использовались
для обеспечения обмена данными по телетайпу, ввода данных с перфоленты и
для простейшего управления внешними устройствами.
В настоящее время большинство из управляющих символов ASCII таблицы
уже не несут эту нагрузку и могут использоваться для иных целей.
Код | Описание |
---|---|
NUL, 00 | Null, пустой |
SOH, 01 | Start Of Heading, начало заголовка |
STX, 02 | Start of TeXt, начало текста. |
ETX, 03 | End of TeXt, конец текста |
EOT, 04 | End of Transmission, конец передачи |
ENQ, 05 | Enquire. Прошу подтверждения |
ACK, 06 | Acknowledgement. Подтверждаю |
BEL, 07 | Bell, звонок |
BS, 08 | Backspace, возврат на один символ назад |
TAB, 09 | Tab, горизонтальная табуляция |
LF, 0A | Line Feed, перевод строки. Сейчас в большинстве языков программирования обозначается как \n |
VT, 0B | Vertical Tab, вертикальная табуляция. |
FF, 0C | Form Feed, прогон страницы, новая страница |
CR, 0D | Carriage Return, возврат каретки. Сейчас в большинстве языков программирования обозначается как \r |
SO, 0E | Shift Out, изменить цвет красящей ленты в печатающем устройстве |
SI, 0F | Shift In, вернуть цвет красящей ленты в печатающем устройстве обратно |
DLE, 10 | Data Link Escape, переключение канала на передачу данных |
DC1, 11 DC2, 12DC3, 13DC4, 14 | Device Control, символы управления устройствами |
NAK, 15 | Negative Acknowledgment, не подтверждаю. |
SYN, 16 | Synchronization. Символ синхронизации |
ETB, 17 | End of Text Block, конец текстового блока |
CAN, 18 | Cancel, отмена переданного ранее |
EM, 19 | End of Medium, конец носителя данных |
SUB, 1A | Substitute, подставить. Ставится на месте символа, значение которого было потеряно или испорчено при передаче |
ESC, 1B | Escape Управляющая последовательность |
FS, 1C | File Separator, разделитель файлов |
GS, 1D | Group Separator, разделитель групп |
RS, 1E | Record Separator, разделитель записей |
US, 1F | Unit Separator, разделитель юнитов |
DEL, 7F | Delete, стереть последний символ. |
Имя
- — это японский эсминец послевоенной эпохи класса Аянами, чьё название буквально означает «рассекающий волны». Хидэаки Анно подтвердил, что Аска, как и Рей и Мари, названы в честь эсминцев класса Аянами японских морских сил самообороны, а не в честь старых эсминцев класса Фубуки. Примечательно, что оригинал, Сикинами Фубуки-класса был фактически первым эсминцем Фубуки II типа, или Аянами подкласса, который должен был быть завершён и сдан в эксплуатацию, несмотря на то, что он был заказан на шесть месяцев позже Аянами (из-за медленного строительства Аянами).
- Имя Аски Сиканами пишется «式波» означает что-то вроде «торжественные волны» или «ритуальные волны», а название корабля пишется как «敷波», что означает «рассекающий волны». Причина изменения неясна, тем более, что изменение Кандзи делает имя несколько бессмысленным.
- Почему японская фамилия Аски была изменена с Сорью на Сикинами для новой экранизации долгое время оставалась предметом спекуляций. Юко Миямура заявила, что это секрет. Одна из теорий: учитывая, что у недавно введённого персонажа Мари японская фамилия Макинами, а другая девушка-пилот — Рей Аянами, изменение на фамилии на Сикинами делает из трёх девушек-пилотов триаду. Тем не менее, ещё предстоит выяснить, подразумевает ли эта тема наименований более значительную связь между Рей, Аской и Мари или нет. Более позднее интервью с Хидэаки Анно указывает, что «settei» (примерно «история») главных героев изменилась со времён сериала, следовательно, изменились и имена. Учитывая значительное развитие сюжета и персонажей в Evangelion 3.0, изменение имени, по крайней мере, частично оправдано.
7. Проблемы таргетинга в социальных сетях
Немного остановлюсь на том, почему я не люблю делать таргетинг в соц.сетях и наоборот, люблю в контекстной рекламе.
Во-первых, у них просто меньше выраженных потребностей, чем у тех, кто активно ищет ваш продукт. Во-вторых, посетители сайтов социальных сетей ориентированы на общение и развлечения, поэтому все «серьезные» темы воспринимаются хуже, чем, скажем, отраслевой портал. В-третьих, люди не любят покидать социальные сети, поэтому реклама сторонних ресурсов сопровождается высокой частотой отказов (даже нажав на ссылку, посетители сразу закрывают страницу).
Переход конверсии с сайтов социальных сетей часто ниже, чем поиск.Аудитория социальных сетей огромна. В случае ошибки в таргетинге вы можете слить любой бюджет за очень короткое время. Проверьте настройки еще раз, прежде чем начать.
Нелогичные правила модерации. Например Facebook имеет чрезмерно фрагментированный эротизм – часто невинные изображения, такие как классические изображения или изображения Мерлина Монро, не передаются. Во Вконтакте нельзя говорить о «ты», что неизбежно удлиняет текст и часто выглядит просто глупо.
Выгорание зрителей
Как и в медийной рекламе, рекламе … их нужно регулярно менять, иначе они будут мешать и перестанут привлекать внимание общественности
Итак. Еще раз. В целом суть таргетинга близка к контекстной рекламе «обычного» формате. Преимущество «обычной» рекламы в Яндекс Директ или Гугл Рекламе заключается в том, что она более менее точно посылает человека по тому запросу, который он набрал в поисковой строке. То есть, срабатывает релевантность по ключевой фразе.
Таргетирование, работает более «размыто». Даже если посетитель ввел конкретный запрос, ему может не показаться реклама, если Вы предварительно выключили его из нужной аудитории. И наоборот. Реклама может показаться тому, кто просто вскользь интересовался этой темой, но реально ничего не хотел приобрести!
Это касается и ретаргетинга. Только там все-таки «точность попадания» более высокая, чем в таргетинге.!
В этой статье я рассказал про то, что такое таргетинг достаточно «в общем». Для того, чтобы успешно применять все стратегии таргетинга, нужно конечно поразбираться с конкретными примерами.
Поэтому я в ближайшее время планирую «запилить» серию конкретных статей про таргетинг и его применение. Заодно и про ретаргетинг. Вступайте в группу в ВК, если не хотите пропустить выход этих статей.
Кстати, кроме собственно, самого применения таргетинга и ретаргетинга, я планирую рассказать и про сервисы, которые помогают таргетологу.
Ваш Nаставник онлайNАлександр Бессонов
Подводные камни при таком подходе
Они не такие страшные, но без них, к сожалению, никак.
- Как Вы понимаете создание пароля со специфичными символами или ввод его по средством ALT+цифры требует большего нажатий клавиш, что тоже требует запоминания в первую очередь Вами самими (т.е. пароль из 5 символов будет требовать, например, 25 нажатий клавиш (ALT+1256, ALT+2341 и тд). Возможно проще было бы не заморачиваться и просто удлинить обычный пароль на несколько обычных символов. Это во-первых;
- Во-вторых, клавиатуры некоторых компьютеров (зачастую эта проблема наблюдается в ноутбуках) затрудняют ввод с цифровой клавиатуры;
- В-третьих, некоторые утилиты командной строки не поддерживают символы с большим ASCII-кодом. Например, вы можете использовать символ ALT+0127 в Windows, но не сможете набрать его в командной строке. И наоборот, коды некоторых символов, таких как Tabs (ALT+0009) или ESC (ALT+0027) могут быть использованы в cmd (командной строке), но совершенно никак не получится задействовать их в самой Windows.
Давайте перейдем к послесловию
ASCII символы. Передача данных
SOH
Start of Heading (Начало Заголовка). Используется для указания начала заголовка, который может содержать информацию о маршрутизации или адрес.
STX
Start of Text (Начало Текста). Указывает на начало текста и одновременно на конец заголовка.
ETX
End of Text (Конец Текста). Используется при завершении текста, который был начат с символа STX.
ENQ
Enquiry (Запрос). Запрос идентификационных данных (типа «Кто Вы?») от удаленной станции.
ACK
Acknowledge (Подтверждение). Приемное устройство передает этот символ отправителю в качестве подтверждения успешного приема данных.
NAK
Negative Acknowledgement (Неподтверждение). Приемное устройство передает этот символ отправителю в случае отрицания (неудачи) приема данных.
SYN
Synchronous/Idle (Синхронизация). Используется в синхронизированных системах передачи. В моменты отсутствия передачи данных система непрерывно посылает символы SYN для обеспечения синхронизации.
ETB
End of Transmission Block (Конец Блока Передачи). Указывает на конец блока данных для коммуникационных целей. Используется для разбиения на отдельные блоки больших объемов данных.
1251 – кодовая страница Windows
128 Ђ | 144 Ђ | 160 | 176 ° | 192 А | 208 Р | 224 а | 240 р |
129 Ѓ | 145 ‘ | 161 Ў | 177 ± | 193 Б | 209 С | 225 б | 241 с |
130 ‚ | 146 ’ | 162 ў | 178 I | 194 В | 210 Т | 226 в | 242 т |
131 ѓ | 147 “ | 163 J | 179 i | 195 Г | 211 У | 227 г | 243 у |
132 „ | 148 ” | 164 ¤ | 180 ґ | 196 Д | 212 Ф | 228 д | 244 ф |
133 … | 149 • | 165 Ґ | 181 μ | 197 Е | 213 Х | 229 е | 245 х |
134 † | 150 – | 166 ¦ | 182 ¶ | 198 Ж | 214 Ц | 230 ж | 246 ц |
135 ‡ | 151 — | 167 § | 183 · | 199 З | 215 Ч | 231 з | 247 ч |
136 € | 152 □ | 168 Ё | 184 ё | 200 И | 216 Ш | 232 и | 248 ш |
137 ‰ | 153 | 169 | 185 № | 201 Й | 217 Щ | 233 й | 249 щ |
138 Љ | 154 љ | 170 Є | 186 є | 202 К | 218 Ъ | 234 к | 250 ъ |
139 < | 155 > | 171 « | 187 » | 203 Л | 219 Ы | 235 л | 251 ы |
140 Њ | 156 њ | 172 ¬ | 188 j | 204 М | 220 Ь | 236 м | 252 ь |
141 Ќ | 157 ќ | 173 | 189 S | 205 Н | 221 Э | 237 н | 253 э |
142 Ћ | 158 ћ | 174 | 190 s | 206 О | 222 Ю | 238 о | 254 ю |
143 Џ | 159 џ | 175 Ï | 191 ї | 207 П | 223 Я | 239 п | 255 я |
866 – кодовая страница DOS
128 А | 144 Р | 160 а | 176 ░ | 192 └ | 208 ╨ | 224 р | 240 ≡Ё |
129 Б | 145 С | 161 б | 177 ▒ | 193 ┴ | 209 ╤ | 225 с | 241 ±ё |
130 В | 146 Т | 162 в | 178 ▓ | 194 ┬ | 210 ╥ | 226 т | 242 ≥ |
131 Г | 147 У | 163 г | 179 │ | 195 ├ | 211 ╙ | 227 у | 243 ≤ |
132 Д | 148 Ф | 164 д | 180 ┤ | 196 ─ | 212 ╘ | 228 ф | 244 ⌠ |
133 Е | 149 Х | 165 е | 181 ╡ | 197 ┼ | 213 ╒ | 229 х | 245 ⌡ |
134 Ж | 150 Ц | 166 ж | 182 ╢ | 198 ╞ | 214 ╓ | 230 ц | 246 ¸ |
135 З | 151 Ч | 167 з | 183 ╖ | 199 ╟ | 215 ╫ | 231 ч | 247 » |
136 И | 152 Ш | 168 и | 184 ╕ | 200 ╚ | 216 ╪ | 232 ш | 248 ° |
137 Й | 153 Щ | 169 й | 185 ╣ | 201 ╔ | 217 ┘ | 233 щ | 249 · |
138 К | 154 Ъ | 170 к | 186 ║ | 202 ╩ | 218 ┌ | 234 ъ | 250 ∙ |
139 Л | 155 Ы | 171 л | 187 ╗ | 203 ╦ | 219 █ | 235 ы | 251 √ |
140 М | 156 Ь | 172 м | 188 ╝ | 204 ╠ | 220 ▄ | 236 ь | 252 ⁿ |
141 Н | 157 Э | 173 н | 189 ╜ | 205 ═ | 221 ▌ | 237 э | 253 ² |
142 О | 158 Ю | 174 о | 190 ╛ | 206 ╬ | 222 ▐ | 238 ю | 254 ■ |
143 П | 159 Я | 175 п | 191 ┐ | 207 ╧ | 223 ▀ | 239 я | 255 |
Русские названия основных спецсимволов:
Символ | Название |
` | гравис, кавычка, обратный машинописный апостроф |
` | гравис, кавычка, обратный машинописный апостроф |
~ | тильда |
! | восклицательный знак |
@ | эт, коммерческое эт, «собака» |
# | октоторп, решетка, диез |
$ | знак доллара |
% | процент |
^ | циркумфлекс, знак вставки |
& | амперсанд |
* | астериск, звездочка, знак умножения |
( | левая открывающая круглая скобка |
) | правая закрывающая круглая скобка |
— | минус, дефис |
_ | знак подчеркивания |
= | знак равенства |
+ | плюс |
левая открывающая квадратная скобка | |
правая закрывающая квадратная скобка | |
{ | левая открывающая фигурная скобка |
} | правая закрывающая фигурная скобка |
; | точка с запятой |
двоеточие | |
‘ | машинописный апостроф, одинарная кавычка |
« | двойная кавычка |
, | запятая |
. | точка |
слэш, косая черта, знак дроби | |
< | левая открытая угловая скобка, знак меньше |
> | правая закрытая угловая скобка, знак больше |
\ | обратный слэш, обратная косая черта |
| | вертикальная черта |
Кодировка UNICODE
Юникод (Unicode) — стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки практически всех письменных языков. Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода».
В Unicode используются 16-битовые (2-байтовые) коды, что позволяет представить 65536 символов.
Применение стандарта Unicode позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей: в документах Unicode могут соседствовать китайские иероглифы, математические символы, буквы греческого алфавита, латиницы и кириллицы, при этом становится ненужным переключение кодовых страниц.
Для представления символьных данных в кодировке Unicode используется символьный тип wchar_t.
ASCII | UNICODE |
char | wchar_t |
1 байт | 2 байта |
Тип кодировки задается в свойствах проекта Microsoft Visual Studio:
Многобайтовая кодировка предполагает использование кодировки ASCII.
При этом при построении проекта используется директива условной компиляции, переопределяющая тип TCHAR:
#ifdef _UNICODE typedef wchar_t TCHAR;#else typedef char TCHAR;#endif
_T(«строка»)tchar.hПредставление данных и архитектура ЭВМ
Национальные варианты ASCII
Стандарт ISO 646 (ECMA-6) предусматривает возможность размещения в ASCII национальных символов. Для этого предлагается заменять символы «@», «», «\», «», «^», «`», «{», «|», «}», «~». Также на месте знака решётки «#» может быть размещён символ фунта «£», а на месте символа доллара «$» — знак валюты «¤». Такая система хорошо подходит для европейских языков, так как в них используются символы латинского алфавита и лишь несколько дополнительных символов. Вариант ASCII, не содержащий национальных символов, называется «US-ASCII» или «international reference version».
Для некоторых языков (с нелатинской письменностью: русский, греческий, арабский, иврит и др.) существовали более радикальные модификации ASCII:
- В одной из таких модификаций — на месте строчных латинских букв размещались национальные символы (для русского и греческого — заглавные буквы).
- В другой модификации — предусматривалось переключение между US-ASCII и национальным вариантом; переключение осуществлялось «на лету»: с помощью символов «SO» (англ. shift out) и «SI» (англ. shift in); в этом случае — в национальном варианте можно было полностью заменить латинские буквы на национальные символы. См. также: КОИ-7.
Впоследствии оказалось удобнее использовать 8-битовые кодировки (кодовые страницы), в которых нижнюю половину кодовой таблицы (0—127) занимают символы US-ASCII, а верхнюю (128—255) — дополнительные символы, включая набор национальных символов. Таким образом, верхняя половина таблицы ASCII (до повсеместного внедрения Юникода) активно использовалась для представления локализированных символов, букв местного языка. Отсутствие единого стандарта размещения кириллических символов в таблице ASCII доставляло множество проблем с кодировками (КОИ-8, Windows-1251 и др.). Носители других языков с нелатинской письменностью тоже страдали, из-за наличия нескольких разных кодировок.
Первые 128 символов стандарта Юникод — совпадают с соответствующими символами US-ASCII.
.1 | .2 | .3 | .4 | .5 | .6 | .7 | .8 | .9 | .A | .B | .C | .D | .E | .F | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
NUL | SOH | STX | ETX | EOT | ENQ | ACK | BEL | BS | HT | LF | VT | FF | CR | SO | SI | |
1. | DLE | DC1 | DC2 | DC3 | DC4 | NAK | SYN | ETB | CAN | EM | SUB | ESC | FS | GS | RS | US |
2. | ! | « | # | $ | % | & | ‘ | ( | ) | * | + | , | — | . | ||
3. | ; | < | = | > | ? | |||||||||||
4. | @ | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O |
5. | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | \ | ^ | _ | ||
6. | ` | a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
7. | p | q | r | s | t | u | v | w | x | y | z | { | | | } | ~ | DEL |
В первой версии стандарта ASCII (1963 год) — в позициях 0x5e (94) и 0x5f (95) располагались символы «стрелка вверх» и «стрелка влево», соответственно. Стандарт ECMA-6 (1965 год) заменил их на знак вставки и символ подчёркивание «_», соответственно.
В Советском Союзе стандарт был утвержден в виде таблицы международной ссылочной версии кода КОИ-7 Н0 ГОСТ 27463-87 (СТ СЭВ 356-86) «Системы обработки информации. 7-битные кодированные наборы символов».
Представление ASCII в ЭВМ
На подавляющем большинстве современных компьютеров, минимально адресуемая единица памяти — байт (размером в 8 бит); поэтому там используются 8-битные, а не 7-битные символы. Обычно символ ASCII расширяют до 8 бит, просто добавляя один нулевой бит в качестве старшего.
На компьютерах IBM/360 однако (в случае использования ASCII) применялся другой метод: 6-й бит (если первым считать самый младший бит) перемещается в 7-й, а бывший 7-й «раздваивается» и копируется и в 8-й бит, и в 6-й. Получается такая таблица:
.1 | .2 | .3 | .4 | .5 | .6 | .7 | .8 | .9 | .A | .B | .C | .D | .E | .F | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
NUL | SOM | EOA | EOM | EQT | WRU | RU | BELL | BKSP | HT | LF | VT | FF | CR | SO | SI | |
1. | DC | DC1 | DC2 | DC3 | DC4 | ERR | SYNC | LEM | S | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | S6 | S7 |
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | BLANK | ! | « | # | $ | % | & | ‘ | ( | ) | * | + | , | — | . | |
5. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ; | < | = | > | ? | ||
6. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
A. | @ | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O |
B. | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | \ | ↑ | ← | ||
C. | ||||||||||||||||
D. | ||||||||||||||||
E. | a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o | |
F. | p | q | r | s | t | u | v | w | x | y | z | ESC | DEL |
На компьютерах с минимально адресуемой единицей памяти в 36 бит — поначалу использовали 6-битные символы (1 слово = 6 символов). После перехода на ASCII на таких компьютерах в одном слове стали размещать либо 5 семибитовых символов (1 бит оставался лишним), либо 4 девятибитовых символа.
Коды ASCII используются в программировании как промежуточные кроссплатформенные коды нажатых клавиш (в противовес скан-кодам IBM PC и прочим внутренним кодам). Для раскладки клавиатуры QWERTY — таблица кодов выглядит так, как показано в следующей таблице.
Escape 27 |
F1 112 |
F2 113 |
F3 114 |
F4 115 |
F5 116 |
F6 117 |
F7 118 |
F8 119 |
F9 120 |
F10 121 |
F11 122 |
F12 123 |
Print Screen |
Scroll Lock 145 |
Pause 19 |
|||||
` 192 |
1 49 |
2 50 |
3 51 |
4 52 |
5 53 |
6 54 |
7 55 |
8 56 |
9 57 |
48 |
— 189 |
=+ 187 |
Back Space 8 |
Insert 45 |
Home 36 |
Page Up 33 |
Num Lock 144 |
/ доп. 111 |
* доп. 106 |
+ доп. 107 |
Tab 9 |
Q 81 |
W 87 |
E 69 |
R 82 |
T 84 |
Y 89 |
U 85 |
I 73 |
O 79 |
P 80 |
219 |
221 |
Delete 46 |
End 35 |
Page Down 34 |
7 доп. 103 |
8 доп. 104 |
9 доп. 105 |
||
Caps Lock 20 |
A 65 |
S 83 |
D 68 |
F 70 |
G 71 |
H 72 |
J 74 |
K 75 |
L 76 |
186 |
‘ 222 |
Enter 13 |
4 доп. 100 |
5 доп. 101 |
6 доп. 102 |
Enter доп. 13 |
||||
Shift 16 |
Z 90 |
X 88 |
C 67 |
V 86 |
B 66 |
N 78 |
M 77 |
,< 188 |
.> 190 |
191 |
Shift 16 |
\| 220 |
Up 38 |
1 доп. 97 |
2 доп. 98 |
3 доп. 99 |
||||
Ctrl 17 |
super |
Alt 18 |
Space Bar 32 |
Alt 18 |
super |
list |
Ctrl 17 |
Left 37 |
Down 40 |
Right 39 |
Ins/0 доп. 45/96 |
Del/. доп. 46/110 |